Найти тему
Записки левой лапкой

Как я занимаюсь с шестилеткой

Мелкий вчера кашлял без продыху.

Посадила его опять на ингаляции. Дома, потому что кашель стал жёстким, тяжёлым и приступами.

Ни к чему его такого таскать в сад. И ему плохо, и, не дай боги, кого-нибудь там заразит.

А значит, снова будем заниматься.

Расскажу, как сейчас строятся наши с ним занятия. Сразу оговорюсь, занимаюсь я с ним не столько для его развития, сколько для того, чтобы он был занят.

Потому что, если он не занят чем-то продуктивным, он сходит с ума. Впрочем - и воспитатели меня поймут - как и все дети, предоставленные сами себе.

Им нужно "организовывать досуг". Иначе разнесут дом, да и сами, переиграв во всё, займутся чем-нибудь деструктивным для разума и воли.

Нет, свободное время у мелкого тоже есть.

Итак.

Все занятия можно разбить на несколько дисциплин, условных, конечно: окружающий мир, математика и русский язык.

Всего у нас получается три занятия утренних и после перерыва ещё одно на моторику.

У меня от старшей остались тетрадки Ломоносовской школы, из серии "Готов ли я к школе?"

вот такие
вот такие

Две части, в одной "Речь и письмо" и "Осведомлённость", в другой "Пространство" и "Математика".

Мелкий делает по одному занятию из каждой части.

Пространство - положение вещей в пространстве. "Над", "под", "за", "сверху", "около". Расположение на листе. Дети к первому классу плоховато это умеют.

Математику эта школа даёт очень близко к школьным требованиям и занятиям. Это мне нравится. Именно что готовит к школе.

"Осведомлённость" - это про окружающий мир. Есть довольно сложные задания. Например, вот это:

Да-да, шестилетка должен написать названия. В общем-то, мой справился. Не везде верно, но почти.

Как Ломоносовская школа даёт русский - "Речь и письмо" - мне не по душе. Скучно, нудно, неэффективно.

Мелкому тоже не заходит. Он, как видит целый лист прописей - печатные прописи, каково, а? - так у него весь запал и кончается.

Ну и читать страницы слогов - скучно.

Читать он учился по букварю Жуковой. Старшая тогда была в первом классе и она его учила. Да-да, я почти ни при чём. ))

Однако задания именно в этих тетрадках - "Готов ли я к школе?" - построены не так скучно: тут нужно написать название предмета, написать слог, выделить звуки. Мелкий это делал и не возмущался.

Дальше "Мышематика".

Мелкий сейчас смотрит следующую часть "Необычной математики" и радуется: "Ой, мааама, тут даже нет делений шоколадки для Миши и Маши!" - очень уж ему трудно даётся закрашивание клеточек в этом задании.

Но оно там есть. Хехехе.

Мы как раз сегодня закончили "Необычную математику" для детей 5-6 лет.

Мелкий делал по развороту, т.е. сразу четыре задания.

Досадовал на повторяющиеся задания, но в целом был увлечён. Там, действительно, нетривиальный подход к подаче материала.

Ребёнок легче запоминает состав числа, так как на каждом задании алгоритм решения меняется и ребёнок вынужден включать мышление.

Это хорошо. Но я бы и дальше занималась по "Ломоносовской школе", если бы был материал. А его просто нет. Мы всё прорешали.

Завтра начнём вторую часть, для детей шести-семи лет. Дальше я планирую порыться в большом томе с заданиями, которые он не доделал. "Годовой курс обучающих заданий". Там у нас остались несделанными задания из "Готовим руку к письму" и "Начинаем читать".

Штриховка, спирали, буквы, рисунки по пунктиру. Слоги, твёрдые, мягкие, различные вариации на тему "напиши слово". Вместе с "Необычной математикой" нам хватит ещё месяца на два, а там посмотрим.

Сейчас он уже закончил утренние занятия и играет в планшет.

Обычно я ему читаю после занятий - как награда.

Пока он решает и пишет, я рядом. Потому что у него иногда возникают сложности, и мне нужно объяснять трудные места.

Например, он никак не научится слышать в словах буквы "ю" и "я". Там, где есть "ю", он пишет или мягкий знак и "у", или "и" и "у".

Сейчас я пойду готовить на кухню, он пойдёт со мной. Возьмёт пластилин или краски, или карандаши, или ножницы.

Что-то из того, чем мы занимаемся для развития мелкой моторики.

ваш Мартокот, очень долго возился с этой статьёй. Фотки и попытка собрать всё не-сумбурно - это, оказывается, сложно.

это пример того, что мы делаем с мелким из пластилина. остальное отфоткаю как-нибудь в другой раз
это пример того, что мы делаем с мелким из пластилина. остальное отфоткаю как-нибудь в другой раз