Найти в Дзене
Грибанов Роман

Много историй одного пианиста

Михаил Сидоров за рабочим инструментом
Михаил Сидоров за рабочим инструментом

Можно без боязни излишнего пафоса назвать челябинца Михаила Сидорова музыкантом уникальным. Он играл в популярнейшей в свое время группе «Возвращение», но и до, и после триумфа в составе ансамбля вполне состоялся как артист сольный. Сидоров - один из самых востребованных сессионных клавишников южноуральской столицы, он зажигал на сцене с Гарри Ананасовым, с Мишей Филипповым, Сергеем Кротовым и еще со многими-многими творческими людьми, которым в музыкальной палитре их коллективов требовался интересный и профессиональный звук клавишных. А еще Сидоров вполне известен как звукорежиссер и саунд-продюсер, в его биографии – запись альбомов челябинских ансамблей «Плаксы», The Wheels, The Hands и других интересных челябинских команд. В 2014 году совместно с Дмитрием Ковиным он реализует себя как концертный интернет-звукорежиссер, из-за пульта регулируя звук групп, выступавших на сайте Ural1.ru в online-режиме. На дворе 2019-й и Сидоров в октябре открывает собственную студию звукозаписи, где в приличных условиях будет заниматься тем делом, которому он посвятил свою жизнь – МУЗЫКОЙ.

РЕЖИССЕР СИДОРОВ. Версия 10.4

-2

- Я просто распыляюсь, как и положено неудачнику, то есть человеку, который не может сосредоточиться на чем-то одном, - выносит ироничный вердикт самому себе Сидоров. - Мне очень интересно рулить живыми концертами, фиксировать и сводить конечный продукт. Запись «лайвов» - достаточно специфический труд, и он, к сожалению, совершенно не востребован в Челябинске. Последнее время я много сотрудничал с джазменом Антоном Бугаевым: помогал записывать его проекты, сводил концерты, их можно услышать и увидеть в ВКонтакте.

В проекте «Хоум-концерт» на Ural1.ru Сидоров показал себя как самый продвинутый концертный звукач Челябинска. Одно дело настроить аппарат где-нибудь в ДК или на стадионе, другое – дать возможность красиво сыграть музыкантам, находящимся в совершенно неприспособленном для проведения шоу офисном помещении. Для доказательства истинного мастерства Мише предоставили комнатку в три квадратных метра, куда нужно было установить ударную установку, стойки с микрофонами, клавиши, гитары, ну и собственно самих музыкантов. Но если их семеро, да еще и с духовой секцией и девицами на бэках, как джаз-роковая группа Jazz Brassers, пришедшая в полном составе на Ural1.ru. И играть ребята Вани Поны умеют круто. И зритель хочет наслаждаться правильным звуком. Крутившийся как белка в колесе Сидоров рассчитывал все буквально по сантиметру: где должны стоять артисты, на каком расстоянии гитаристу нужно находиться от басиста, как певцу извернуться и избежать фидбэка и в какой угол задвинуть барабаны, чтобы бочка не заглушала вокальный микрофон. Стоит отметить, что когда на Ural1.ru затеяли проект концертов у себя в офисе с их прямой трансляцией через Интернет на весь мир, то на телеканале побывали поочередно три маститых звукорежиссера. Каждый из них вынес вердикт – затевается авантюра. «Авантюра? - воскликнул четвертый. - Я в деле!». Угадайте фамилию этого парня.

- Если говорить о моих недавних творческих удачах, то кроме онлайнов на Ural1 я с удовольствием сотрудничаю с московским проектом «Короли кухни», - рассказывает Миша. – Меня познакомили с артистами в 2010 году, я по уши влюбился в материал, переехал в Москву, мы записали альбом под моим патронажем. Это был чудесный период в жизни, год чистого кайфа - постоянная запись, обсуждение аранжировок и выступления, конечно. Мне посчастливилось плотно работать с прекрасными музыкантами, очень креативными людьми. Особенно с Максимом Гусельщиковым (он также играет в группе «Крематорий»), это огромной харизмы человек и музыкант, исполнитель и композитор весьма высокого уровня. Авторы песен Алексей Пальцев и Сергей «Лук» Луковкин - потрясающие сонграйтеры, идущие своим курсом и плюющие на мейнстрим. Сейчас дистанционно создаем следующий альбом «Королей».

ДРУГ ВСЕХ СИДОРОВ. Версия 00.3

На записи альбома с группой "Плаксы" (Михаил - с зайцем в руках)
На записи альбома с группой "Плаксы" (Михаил - с зайцем в руках)

Заставить трубача играть практически на плечах у гитариста в крохотной офисной студии Ural1.ru мог человек, не просто имеющий среди местных рокеров и джазменов авторитет, но по-настоящему пользующийся их уважением и любовью. Такое отношение к себе Михаил Сидоров заслужил годами напряженного труда в самых разнообразных проектах. Причем иногда он объединял в себе ипостаси и продюсера, и звукорежиссера, и инструменталиста. Когда The Wheels позвали Мишу помочь создать им дебютный альбом, он не только записывал и сводил материал, но и решал вопросы с финансированием. Когда «Плаксы» собрались-таки зафиксировать свои хиты в студии, Сидоров и писал треки в «Мэйд ин Колупаевка», и играл с Боцманом и компанией на клавишных. Так же случилось и с Гарри Ананасовым.

- Ну, в Витиных альбомах меня немного, - улыбается Сидоров. – Ананасов в студии – диктатор, он не всегда принимает то, что я бы хотел сыграть. С ним гораздо проще в этом плане на сцене, здесь для меня больше возможностей импровизировать, и я иногда работал как клавишник на выступлениях Ананасова.

Заметна клавишная импровизация Михаила была и на концертах одного из гиперперфекционистов челябинского рок-н-ролла Энди Гримберга. Если уж этот придирчивый парень приглашает вместе помузицировать, значит, инструменталист того точно стоит. В нулевых востребованность Сидорова как сессионщика была огромной. Что там Ананасов, Мишин талант пианиста нужен был южноуральскому «гитарному богу» лихого десятилетия Михаилу Филиппову. Каждый понедельник Сидоров приходил в «Такси-Блюз» и играл вместе с Филипповым, причем зачастую одной рукой – басовые партии, второй – аккампанемент. Проект «Странствующее озеро» регулярно собирал как рядовых любителей ритм-энд-блюза, так и истинных ценителей музыки, понимающих толк в каждой ноте. Несколько раз два Михаила пытались записать альбом, но до ума ничего не довели. Кроме таланта оба они обладают удивительной способностью быть крайне неорганизованными. От «Странствующего озера» остались только звуковые черновики в компьютере у одного из Михаилов. Сказать фамилию?

Как ни странно, но нет записей Сидорова и с другой популярной в нулевые группой, с которой Миша выступал регулярно, – «Друзья брата жениха».

"Друзья брата жениха" (Сидоров - в очках)
"Друзья брата жениха" (Сидоров - в очках)

- Какое-то время я просто считался членом этой команды, - говорит Сидоров. - Был период, когда мы очень много играли, нам платили хорошие гонорары, а по всему городу висели красивые афиши, зовущие челябинцев на шоу «ДБЖ». Но парадокс: когда доходило дело до студии – я отсутствовал в рядах группы, а когда вновь брался за инструмент – мы не писались. Зато с моим участием в ансамбле Сергея Кротова есть два шикарных концерта, снятых на видео, с хорошим звуком и очень грамотно выстроенной картинкой. Думаю, что они представляют большую ценность для поклонников, потому что у «Друзей брата жениха» очень много значит именно визуальная составляющая. У Сергея и мимика, и сценическая подача абсолютно уникальны, но этого не видно на аудиозаписи. Смотрите видео!

ПИАНИСТ СИДОРОВ. Версия 90.2

Группа "Возвращение" (Сидоров - с инструментом)
Группа "Возвращение" (Сидоров - с инструментом)

Между тем несколькими годами раньше Михаила Сидорова весь Челябинск знал как артиста сольного. И исполняющего очень необычный материал. У Миши был цикл песен на стихи поэтов Серебряного века в поп-рок- изложении. То есть челябинец подавал Северянина и Гумилева не как большинство российских артистов типа Николая Носкова и Андрея Крамаренко - через заунывный жанр классического романса. Сидоров делал к стихам модных в начале прошлого века парней вполне себе энергичные мелодии в модных для конца века двадцатого аранжировках. И вживую дал три полноценных сольника в 95-м, 96-м и 98-м годах. Задействованы были лучшие площадки – «Манекен», «НХТ» и лучшие музыканты – Антон Мешков и Павел Столбов (гитары), Валерий Секретов (бас), Сергей Николаев и Алексей Киян (саксофоны), Игорь Борискин и Александр Комиссаров (ударные) и другие профи и любители. Сам Сидоров пел и играл на рояле.

- В 95-м в «Манекене» было весело и камерно одновременно, - резюмирует Сидоров. – Но на следующий год я уже жаждал масштабов, и мы сделали выступление в «Новом Художественном Театре», на сцене побольше. Третий концерт был вдохновлен увиденным в Кремле Джо Кокером и готовился с небывалым размахом для того времени. При этом в ДК «Монолит», билеты в свободную продажу не поступали, я все распространял только через друзей. И те, кто попал это шоу, помнят его до сих пор. Получилось, значит.

Популярность Сидорова в 90-е объяснима еще и тем, что в начале этого лихого десятилетия Михаил блистал в составе весьма известной тогда челябинской группы «Возвращение». Вихрем они промчались по местным фестивалям и концертным площадкам, разбивая девичьи сердца и заставляя олдовых меломанов вспоминать таких монстров, как Eagles и 10CC. Нельзя было назвать ансамбль профессиональным, скорее наоборот, в группу собрались любители, но между ними возникла совершенно необыкновенная энергетика. В лиричных песнях «Возвращения» было столько эмоций, что эта искренняя подача перебивала недостаточное умение играть или слабую аранжировку. Чистый эффект рок-н-ролльного волшебства.

- Играли от балды и от души, - смеется Сидоров. - Над аранжировками не запаривались, все приходило во время репетиций и получалось так, как получалось. В «Возвращении» у всех были какие-то свои идеи. Иногда они объяснялись с помощью русского языка, но чаще все рождалось во время игры. Один что-то сделает, другой поддержит и вот она – магия творчества: мелодия расцветает, обогащается. Песни росли как дерево, это было по-настоящему коллективное сочинительство. Альбом «Дождь в дорогу назад» мы записывали на студии U-Sound, и одновременно там работала группа «Томас». Прикольный контраст получился, Самуил - единоличный лидер: придумал, объяснил, парни дисциплинированно сыграли. А у нас, наоборот, царила полная анархия, и это было волшебно…

Мишу готовят к выходу на сцену
Мишу готовят к выходу на сцену

К сожалению, альбом, кроме радости фанатов, не дал никакого эффекта собственно «Возвращению». Да, группа выступила на площади Революции на праздничном концерте в День города. Да, получила в свой адрес массовые заслуженные аплодисменты. Но в Москву ребята ехать за большой славой побоялись. Хотя имели и предложения о выступлениях в столице, и обещания от спонсоров.

- Я думаю, что «Возвращение» было гораздо круче до того момента, когда в группу пришел я, и мы, записав альбом, выступили на главной площадке Челябинска, - неожиданно выдает Сидоров. – Реальная сила проявлялась в самом начале их деятельности, когда у Корсунова и Романова был чисто акустический состав. При переходе на электричество, на мой взгляд, возникло перенасыщение музыкальной ткани, что неизбежно отвлекло от текстов. А тексты, вернее сказать поэзия, – это важнейшая составляющая песен «Возвращения».

МУЗЫКАНТ СИДОРОВ. Версия 80.1

Михаил играет соло
Михаил играет соло

В «Возвращение» Сидоров попал по старой дружбе с лидер-гитаристом этого коллектива Евгением Корсуновым. Еще в конце 80-х Михаил и Евгений вместе играли в группе «ПОПС». Сидоров тогда учился на приборостроительном факультете ЧПИ, где главной институтской командой считался «АРТ», имеющий, впрочем, одну маленькую проблемку: репетировали «артовцы» в общежитии № 7, но студентами никто из них уже не был. Чтобы сохранить за собой шикарную базу, придумали создать дублирующий состав из числа реально учившихся в ЧПИ ребят. «АРТ» - альянс радиотехников (группа была основана на РТ-факультете), а на подмену мэтрам по аналогии сделали «ПОПС»: (производственное объединение приборостроителей). Сидоров зажигал тогда вместе с Азатом Галеевым и Вячеславом Беленьким, и неожиданно к инженерам прибился первокурсник из педагогического института – сладкоголосый и красивый Женя Корсунов, с которым «ПОПС» отработал полтора года и даже успел съездить на гастроли по области вместе с «Томасом Гавком».

- Но настоящим моим дебютом на челябинской музыкальной сцене стал выход в составе ансамблей «Эпизод» и NZ, - вспоминает Сидоров. – В первой я являлся чистым клавишником, играл на нескольких советских синтезаторах. В NZ я уже сам пел, если можно так выразиться, и взял в руки гитару, как и положено фронтмену. В нашем репертуаре был только авторский материал, мы являлись членами Челябинского рок-клуба и, будучи еще школьниками, делили сцену с мэтрами 80-х – «Откровением», «Резиновым дедушкой», «Троллем», «Черными брызгами» и другими чудными коллективами. И старались делать шоу в меру своей фантазии: например, синтезатор, клавиши которого я перебирал, был подвешен над сценой на автомобильных цепях, у меня на шее болталась лампочка, и ее можно было включать или выключать. Тогда челябинские группы играли музыку, не похожую вообще ни на что, и моя команда тоже исполняла отсебятину, не руководствуясь какими-то правилами.

УЧЕНИК СИДОРОВ Сидоров. Версия 70. ПУСК!

Сидоров на одном из концертов (крыльцо у главного входа в ЧПИ)
Сидоров на одном из концертов (крыльцо у главного входа в ЧПИ)

Михаилу Сидорову повезло подружиться с музыкой с детства. Еще в 1975 году он посещал кружок при музыкальном училище, потом окончил экстерном музыкальную школу, прошел семилетнюю программу за пять лет. Занимался по классу фортепиано у очень известного педагога - Светланы Ивановой, у нее же учились, кстати, дети известных челябинских музыкантов - Ярушина и Каплуна.

- У Светланы Вячеславовны каким-то необъяснимым образом ВСЕ ученики, до единого, сочиняли музыку, - рассказывает Миша. – В школе проходил конкурс музыкальных произведений, и большая часть конкурсантов была именно ее питомцами.

Майкл Джексон оказался впервые на сцене в пятилетнем возрасте. Сидоров тут немного подкачал, но уже восьмилетнего Мишу, выступавшего на своем первом большом концерте в музыкальной школе, снимало и показывала на всю область ЧГТРК. Неплохой запуск в большую карьеру.