Найти тему
SkyWay

Ил-74. (Нереализованный проект ОКБ Ильюшина)

Ил-74
Ил-74

В 60-х годах в СССР разрабатывался самолет способный заменить Ту-104, Ан-10 и Ил-18. В 1965 году проект транспортно-пассажирского самолета Ил-74 предложило ОКБ Ильюшина. Предполагалось, что для самолета Ил-74 будут использоваться турбовентиляторные двигатели Д-30И, имеющие тягу 7000 кг каждый. Двигатели предполагалось разместить в хвостовой части фюзеляжа, как это было осуществлено на самолете Ил-62. Схема самолета позволяла ему выполнять взлет с максимальной массой 72000 кг с грузом весящим 16000 кг и преодолевать расстояние более 2500 километров при наивыгоднейшей скорости (крейсерская скорость - обеспечивающая оптимальный расход топлива, дальность и продолжительность полета) 900 км/ч. При этом проектируемый самолет мог иметь малую посадочную скорость 220-230 км/ч, которая позволяла ему выполнять посадки на короткие взлетно-посадочные полосы длиной до 2000 м. Еще одним фактором разработки нового самолета по схеме Ил-62 стало то, что у Ил-74 при этом оставалась возможность создать машины с взаимозаменяемыми деталями. Разница была только в геометрических размерах. Данный подход мог сэкономить значительные средства. Расположенные в хвостовой части фюзеляжа двигатели позволяли уменьшить шум в кабине и значительно влияли на безопасность, так как находились на некотором расстоянии от топливных баков. Одновременно с этим расположение двигателей в хвостовой части позволяло освободить плоскости крыла, что увеличивало аэродинамические качества самолета в целом. Конструкция самолетов по такой схеме впервые была применена в СССР и в дальнейшем была реализована другими, в том числе, и иностранными производителями авиационной техники. Параллельно с работами по созданию Ил-74 шла разработка похожего самолета в ОКБ Туполева – Ту-154, имевшем аналогичное назначение. Выполненный по такой же схеме, как и Ил-74 Ту-154, был значительно тяжелее и весил 90 тонн, вместо заявленных в задании на создание самолета 75. И таких нюансов было предостаточно. Но как бы то ни было дальнейшие работы по Ил-74 были прекращены, и предпочтение было отдано Ту-154. Обе машины имеют поразительное внешнее сходство....

Ил-74
Ил-74

Ту-154
Ту-154

Из книги Ф.И.Чуева "Ильюшин"
В кабинете Ильюшина стоит макет самолета, в котором я без труда узнал Ту-154 и удивился, почему он здесь.

- Нет, - объяснили мне, - это Ил-74.
В 1965 году у нас не было еще самолетов средней дальности и разработку проекта взяли на себя Туполев и Ильюшин. На Казанском заводе строили Ил-62, и Ильюшин решил, сохраняя сечение этого самолета, новую машину сделать покороче, а вместо четырех двигателей установить три. Естественно, уменьшили крыло, а носовую часть фюзеляжа и часть хвостовой делали по 62-й машине. Таким образом, можно было использовать отдельные детали Ил-62, как из детского конструктора...
На коллегии у министра Дементьева слушали два проекта - Ил-74 и Ту-154. Доложил Ильюшин. Осмотрели, сказали - все хорошо. По 154-й машине докладывал С. М. Егер. После него выступил снова Ильюшин и спокойно, коротко, ясно доказал, что взлетный вес Ту-154 - 70 тонн - в докладе занижен, на практике самолет с таким весом не получится. Возник вопрос, сколько ставить двигателей - два или три? Егер ответил, что можно сделать два хвоста и пристыковывать к ним два или три двигателя, то есть варьировать.
- В полете? - усмехнулся Ильюшин. Встал и говорит: - Сергей Михайлович, конечно, ошибся. Как инженер, он такое предложить не может.
- Ну а ты сам как считаешь, какую машину надо строить? - спросил Дементьев у Егера.
- Надо попробовать 154-ю, а если не получится, взяться за Ил-74.
Решили строить Ту-154. Объясняют это еще и тем, что в ту пору туполевское бюро не было загружено, а у Ильюшина и так работы хватало. Вопрос занятости тоже имел значение.