Почему фигура ведьмы и волшебной практики возвращается в искусство в 21 веке?
"Существует колдовство в науке и наука в колдовстве", заявляет Рейн, в блестящей помаде и тенях для век, цвет агапанта. Она является центральной героиней короткометражного фильма режиссера Си Джей Обаси "Привет, Мото" (2011) Ннеди Окорафора, известного в литературном жанре как афрофутуризм. Рейн, которая ассоциируется не только с технологическим опытом, но и с природой и духовными знаниями, создает трио магических париков, "для того, чтобы сделать лучше". Но, отдавая два из них своим состоятельным друзьям, Коко и Фило, она быстро теряет контроль. Вследствие этого возникает хаос. Рассказ начинается с попытки Рейн уничтожить парики цифровым вирусом, защиты аллигаторным перцем (используется в церемониях наречения Игбо) и даже молитвы к Богу, в которого она не верит. И фильм, и сюжет — предупреждение: "Никогда не смешивайте джу-джу с технологиями".
В настоящее время в Ашмольском музее в Оксфорде выставлена выставка "Завороженная", посвященная истории магии восьми веков, которая также включает новые работы художников: Акройда и Харви, Энни Кэттрелл и Кэтрин Даусон. Недавно созданные независимые издательства Ignota Books только что выпустили сборник "Заклинания", сборник "Оккультной поэзии 21 века". В 2019 году "Penned in the Margins" издает новую коллекцию "Колдунья" поэта Ребекки Тамаш, одного из редакторов журнала "Заклинания".
Но почему сейчас? Видимость колдовства сегодня уходит корнями в долгую историю угнетения и нестабильности", - объясняет художница Гестия Пеппе, которая в настоящее время занимается поиском кандидата наук в области гадания на основе практики, как расширенной практики чтения в Шеффилд Халлэм. Многие переживают крах контекста, вызванный войной, изменением климата, огромным цифровым шумом и алгоритмическим управлением. Если свобода действий и знания скрыты, то вы должны искать другие способы их получения".
Пеппе проводит важное различие между двумя подходами к магии: магия "ведьм" - это мудрость и практика угнетенных народов; оккульт — это организованное хранение тайн теми, кто у власти". Волшебство ведьм воплощено в знаниях, оккультная магия ближе к военной технике "черного ящика". Наивно упрощать магическую политику и не замечать, как ее используют фашисты и белые высшие соседи", - говорит Пеппе.
Составляя "кампанию террора в отношении женщин", охотники на ведьм "ослабили сопротивление европейского крестьянства нападению дворян и государства на него". Кроме того, утверждает Федеричи, "охота на ведьм углубила разногласия между женщинами и мужчинами, научила мужчин бояться власти женщин и уничтожила вселенную практик, убеждений и социальных субъектов, существование которых было несовместимо с капиталистической трудовой дисциплиной". Затем эта же стратегия применялась во всем мире на службе колониализма.
Колдовство — это бьющееся сердце Трепета (2017) Джесси Джонса. Построенная для 57-й Венецианской биеннале и в настоящее время демонстрируемая в Эдинбургской галерее Талбот Райс (до 26 января 2019 г.), Трембл Трембл — это масштабная киноинсталляция, которая представляет собой продолжительное участие в истории волшебства в Ирландии. Работа Джонса сосредоточена на седоволосом гиганте, которую играет Олвен Фуэре. Ее тело порой напоминает пейзаж: "Пролетарские женщины стали рабочими, мужчинами, заменившими землю, потерянную в загонах", - писал Федеричи (автор эссе для сопроводительной книги). Трепетание нитей Трепета объединяет как исторические тексты (Malleus Maleficarum, трактат о колдовстве 1487 года), так и современные политические активисты, в частности успешную кампанию по отмене конституционного запрета на аборты в Ирландии в 2018 году.
В средние века обвиняемыми в колдовстве были в основном бедные крестьянские женщины; те, кто обвинял их, были богатыми и могущественными. Сегодня, как ни странно, именно те, кто обладает наибольшей властью, пытаются поставить под угрозу право на виктимизацию. Это согласуется с параноидальными теориями заговора, которые разделяют белые верховные расисты. С мая 2017 года по август 2018 года Дональд Трамп более 110 раз писал в твиттере "Охота на ведьм". "Охота на ведьм!" была криком таких бедных гонимых изгоев, как Тоби Янг и Роджер Скрутон.
Реальные, а не воображаемые охоты на ведьм, по сообщениям, растут в Нигерии. НПО обвиняют в бедности, урбанизации и крахе традиционных общин, а также таких христианских проповедников, как Хелен Укпабио. Как всегда, эти цели являются наиболее уязвимыми.
Как и нация, которую мы пытались улучшить, мы стали отсталыми, - говорит Рейн. - Вместо того, чтобы отдавать, мы взяли. Несмотря на благие намерения Рейн, ее магия не предлагает никакого общего выхода из логики капитализма. Вместо этого, оно поощряет пренебрежительное чувство превосходства в привилегированном меньшинстве и усугубляет "коррупцию, уже существующую в этой стране". Магия, в конце концов, всегда была вопросом власти.