Я. Как вас назвать в тексте?
Собеседник. Меня зовут Алексей. Никаких тайных имён не имею.
Я. Пересекались ли вы с буддизмом и буддистами раньше, до проживания в монастыре на севере Таиланда?
Алексей. Да, пересекался не раз. Я много путешествовал автостопом и впервые встретился с настоящими буддистами в Бурятии. Меня подвозил как раз приверженец этого учения и с ним я попал на открытие новой ступы в посёлке Танхой. Там было очень много иностранцев со всего мира. Затем я отправился в Улан-Удэ, чтобы посетить Иволгинский дацан и посмотреть на тело нетленного ламы Итигэлова. Ну а через полгода оказался во Вьетнаме, затем в Лаосе и потом уже в Таиланде.
Я. Почему именно Таиланд? У вас есть какие-то связи с этой страной?
Алексей. Потому что он был между Лаосом и Камбоджей 😊 Мне интересны все страны и не было конкретных целей. Я просто следовал зову дороги.
Я. Что побудило решиться и пройти випассану?
Алексей. Честно говоря, я никогда не относился к практике випассаны серьезно. Много слышал об этом, но думал так: «Принуждение себя к медитациям на столь короткий срок не даст никаких долгосрочных результатов». Но во время путешествия всё вело меня в этот монастырь. И, разумеется, приобрести первый опыт такой практики в стране, где буддизм является основной религией – очень интересно.
Я. Были ли во время медитаций необычные переживания, или только общее спокойствие?
Алексей. Поначалу это было просто мучением. Так как никогда в жизни я не сидел в медитации в течение 2 часов 3 раза в день. Постоянно испытывал неудобство и боль в спине. Привык только день на 4-ый. Тогда и стали ощущаться какие-то первые успехи. Стало получаться дольше удерживать внутреннее безмолвие или останавливать внутренний диалог, если по Кастанеде. Наступало общее спокойствие, а с ним, ощущение свечения изнутри. Признаюсь, что дополнительно к випассане я молился Богу и концентрировал внимание на Духовном мире, как это умею и понимаю только я сам. Именно в монастыре я впервые ощутил, будто моя аура светится, и я могу ей управлять. Если кто-то выходил из себя, то я как бы обволакивал этого человека светом, и он успокаивался.
Я. Открылось ли вам новое знание?
Алексей. Нет. Новых знаний не появилось, но было чувство, что получить их в таком состоянии намного проще. А еще появилось ложное чувство просветления. Будто я достиг того, чего хотел и больше не вернусь к прежней жизни. Обычные уловки ума.
Я. Удается ли вернуться к достигнутым состояниям души теперь, в миру?
Алексей. Нет, до той степени, как в монастыре, не удается. Было что-то близкое в походе по Алтаю, но не совсем то. Понимаете, в монастыре созданы все условия для достижения духовного состояния. Там не нужно думать ни о чем. Еда и кров есть, а что еще нужно человеку, чтобы чувствовать себя спокойно в миру? То есть все свое время ты можешь посвятить изучению себя. В повседневности это непозволительная роскошь.
Я. Рекомендуете ли вы пройденный вами путь другим? Если с какими-то оговорками, то с какими?
Алексей. У каждого свой путь. Кто-то уже пытался повторить мой. Одним людям випассана зашла, а другим совсем нет. Все слишком субъективно. Я считаю урок полезным, но в то же время всегда был прав в том, что випассана не дает долгосрочных результатов.
Я. Есть ли еще что-нибудь важное, о чем хотелось бы рассказать, но я не спросил?
Алексей. Разве что порекомендую избавляться от любого вида эгоизма. В духовных практиках легко увидеть успехи и поверить в то, что ты стал чуть ли не просветленным. Однако это игры ума. Мысли убеждают тебя, что ты уже достиг многого и можно расслабиться. Но вместо этого нужно напрячься еще сильнее. Из-за моей ошибки все мои монастырские успехи сошли на нет всего за месяц. Первое время я очень старался поддерживать настрой, но все начинается с мелочей. Как-то позволил себе поесть мяса, потом покурил сигарету… Не заметил, как вернулся к обычному грязному образу жизни.
Я. Какие ссылки оставите моим читателям?
Алексей. Моя статья о проживании в Тайском монастыре.
От интервьюера: я также работаю консультантом по выбору Пути.