Пушкин считал Петра Яковлевича Чаадаева человеком исключительным и по уму, и по нравственным качествам и дорожил дружбой с ним.
А Чаадаев называл сам себя «христианским философом». Правда, глядя на гладко выбритое лицо Чаадаева, с высоким лбом, надменным взглядом, поджатыми губами, поневоле думаешь – может быть, это не русский дворянин, а английский лорд? Но нет, это – законодатель мод Чаадаев.
Блестящий офицер, герой войны 1812 года. А ещё, человек, который никогда и ни при каких обстоятельствах не поступался принципами. Неудобный человекч, короче.
Вот казалось бы, живи себе, наряжайся, посещай балы, наслаждайся обожанием Пушкина и не только его, строй карьеру, в конце концов, но… в 1836 в журнале «Телескоп» появляется первое из восьми «Философических писем» Чаадаева, которое произвело эффект разорвавшейся бомбы.Г
В письме Чаадаев горько негодует по поводу того, что Россия отлучена от «всемирного наследия человеческого рода», пребывает в «духовном застое».
В следующих письмах, которые так и не были опубликованы при жизни, он выступает с критикой православия, размышляет над соотношением веры и разума и т. д. В общем, кончилось всё плохо: журнал «Телескоп» закрыли, издателя сослали – Россия вообще очень литературоцентричная страна, если вы не знали.
Царь назвал письмо «смесью дерзкой бессмыслицы, достойной умалишенного». И Чаадаева объявили сумасшедшим. Поместили под домашний арест, не давали писать. В общем, обычная судьба оппозиционера…Чаадаев, однако, всё равно успел написать ещё одно сочинение – «Апологию сумасшедшего».
Вот цитата оттуда: «Прекрасная вещь — любовь к отечеству, но есть еще нечто более прекрасное — это любовь к истине. Любовь к отечеству рождает героев, любовь к истине создает мудрецов, благодетелей человечества.
Любовь к родине разделяет народы, питает национальную ненависть и подчас одевает землю в траур; любовь к истине распространяет свет знания, создает духовные наслаждения, приближает людей к Божеству. Не через родину, а через истину ведет путь на небо».
Казалось бы, какое отношение это высказывание имеет к юриспруденции? Да самое прямое: истина, истина и Закон должны определять все судебные решения!
Представляете, какая была бы жизнь! В общем, понятно, почему царь объявил Чаадаева сумасшедшим…
А Вы как считаете, прав был Чаадаев в своём высказывании о любви к истине?
Всегда рядом,
Ваша коллегия адвокатов «Бриффит»
Неудобный Чаадаев. "Апология сумасшедшего"
7 октября 20197 окт 2019
271
1 мин
1