О чем эта книга? О жизни и взрослении Гомера Бура – мальчика-сироты, который хотел быть полезным и всегда был рад узнавать новое. О том, что цель в жизни нельзя подарить, навязать или передать по наследству. О том, что правда не всегда одна, а нередко становится слишком большой роскошью, недоступной тем, кто терпит бедствие. А еще о том, что правила жизни у всех свои, однако, это не значит, что нет той черты, пресечь которую без последствий уже нельзя.
Основные события книги разворачиваются в двух локациях.
Первая – это сиротский приют Сент-Облако, который возглавляет одинокий врач-акушер Уилбур Кедр, погруженный целиком в свое чувство ответственности. Он не может допустить появления никому ненужных детей, а потому целыми днями ищет вверенным ему сиротам приемных родителей, а заодно делает аборты тем женщинам, что приходят к нему за помощью, т.к. не в состоянии вырастить и прокормить нежеланного ребенка (это, правда, совершенно незаконно в Америке в 1920-1950-е гг, когда разворачивается повествование). Доктор Кедр эмоционально отстранен от своих подопечных, старается не позволять чувствам командовать разумом, но однажды его оборона дает слабину – он привязывается к одному из сирот Гомеру, которого впоследствии воспитывает как собственного сына и наследника, познав всю радость и боль настоящего отцовства.
Вторая локация – прекрасная яблочная ферма «Океанские дали». В ней все иначе, чем в Сент-Облаке: жизнь в любых своих проявлениях здесь желанна. Стройные ряды яблонь цветут, опыляемые трудолюбивыми местными пчелами, потом плодоносят на радость местным работникам, которые в борьбе с урожаем чего только не делают: и яблочное желе, и пироги с яблоками, и, само собой, сидр. Для изготовления последнего есть даже специальный Дом сидра (именно в нем, кстати, повешены те самые «Правила», которые дали название книги, именующейся в оригинале «Правила Дома сидра», так что не ждите, как я, винодельни не будет). На этой ферме разворачивается любовная история наследника яблочных угодий Уолли и прекрасной Кенди – дочки местного ловца омаров. Они красивы, добры, трудолюбивы и внимательны к людям, полны надежд и фантазий. Их отношения развиваются плавно и без спешки, все распланировано на много лет вперед, пока не происходит судьбоносное событие – нужда приводит их в Сент-Облако…
Итак, в своем романе Ирвинг рисует нам сказочный мир. Но это особая сказка: в ней Добро борется не со Злом, а с другим Добром, и никто ни в чем не виноват, просто кому-то не хватило любви и терпения. Простой сюжет любовного треугольника в духе «Я любил тебя, а ты любила его» превращается у Ирвинга в спутанную любовную триаду, где Уолли и Гомер – лучшие друзья, которые любят одну и ту же девушку – Кенди. А Кенди так сильно любит их обоих, что не может выбрать кого-то одного. Они же, в свою очередь, так нуждаются в Кенди, что страшатся этого выбора, а потому живут, полуприкрыв глаза, всю свою жизнь, «ждут и надеются».
Одновременно с этой сюжетной линий история раскрывается и через других героев: сезонных работников – сборщиков яблок под руководством властного и пугающего мистера Роза; несчастной, а потому ожесточенной сироты Мелони, сбежавшей из приюта и пытающейся найти свое место в жизни; бессменного заведующего Сент-Облаком Уилбура Кедра, взвалившего на себя ту ношу, что некому больше нести и многих других.
Роман не воспринимается как последовательность страниц, предложений и слов, а скорее как вереница кадров и зарисовок – так ярко и живо описывает автор все жизненные перипетии своих героев. «Правила виноделов» вообще читаются очень легко и с большим удовольствием. Это как вкусный десерт с выверенным рецептом, где каждый ингредиент идеально дополняет друг друга: тут вот нежный крем, а тут бисквит с пропиткой, а тут для текстуры орехи, а сверху еще вишенка – вроде уже не зачем, а красиво. Так и у Ирвинга: классический слог, много трогательных и смешных моментов, отдельные драматические вставки, емко описанные герои, оживающие на книжных страницах, а все вместе – тот самый идеальный десерт, который ешь, не думая о последствиях. И вроде в духе современной литературы автор старательно осветил все насущные темы: тему права женщины распоряжаться своим телом, тему расовых ограничений и домашнего насилия, тему гомосексуализма, тему помощи слабым и пр. Однако все это выглядит не как выступление на митинге в честь защиты прав и свобод всех угнетенных, но тонко, деликатно, без навязывания. В книге вообще нет белого и черного, нет классических отрицательных героев, просто у всех своя история и своя правда, и сердца, которые в полном порядке. Поэтому если вам хочется погрузиться в прекрасную и трогательную историю длиною в целую жизнь, то «Правила виноделов» обеспечат вам эту прекрасную возможность!