Многие (если не все) учителя физики сталкиваются с проблемой чтения учениками текстов задач. Тому бывает много причин, и в этой статье я расскажу, как можно снять многие из них, дам пару практических рекомендаций, которые великолепно работают именно на физике. Сразу оговорюсь для любителей "зачем так усложнять": мои статьи направлены на работу с отстающими, необучаемыми учениками (в общем, с теми, кого ещё можно спасти), а не на олимпиадников (которые и без того неплохо читают).
Когда ученик прочитал текст задачи, он может сказать, что ему "всё понятно", но бывает, это значит лишь то, что он не встретил незнакомых слов. Обычно учитель просит пересказать текст, чтобы вывести на чистую воду такого ребёнка. Это правильно, но к 8-9 классу дети научаются повторять фразы очень близко к тексту с первого раза, как правило, делая акцент на том, что считают нужным для решения задачи. Вникать в смысл текста при этом вовсе не обязательно, а второстепенные вещи вообще договорит учитель. Пересказ в любом случае выглядит осмысленным.
Что дети считают важным при чтении текста задачи
Числа. Конечно, они обращают внимание на числа, ведь именно числовой ответ должен получиться в конце, именно числа мы будем вводить в калькулятор, именно числа будут записаны в дано. Второй "важной" частью являются единицы измерения. Дети быстро понимают, что за неправильные единицы их будут ругать. Ну и как без "названий" этих чисел? Именно это все ищут дети в тексте, не обращая внимание на прочие вещи.
И пересказ текста выглядит примерно так: "машина проехала со скоростью семьдесят километров, затем сделала два часа, дальнейший путь следовала со скоростью пятьдесят километров в час...
(Реальный пересказ, не самый плохой)
В тексте сохранены числа, единицы измерения и названия величин, но смысл, даже если он был, учеником явно не понят.
Любой физик согласится, что числа и единицы в задаче - далеко не самая важная часть. Более того, в тексте задачи может не быть вообще ни одного числа, а ответ всё равно - размерное число.
Чтобы показать это, многие учителя требуют решать задачу в общем виде, но тут же наталкиваются на миллион алгебраических проблем. Нет, серьёзно, такое решение честно вытягивают 1-2 человека на класс (если не на школу), а остальные списывают.
К сожалению, списанные (например, с доски) алгебраические преобразования не помогают научиться читать тексты.
Практические рекомендации
1. Ситуации. Можно попросить ученика пересказать текст без чисел. Не разрешать даже завуалировано называть числа вроде "сколько-то километров". Это очень полезное упражнение помогает абстрагироваться от чисел и прожить ситуацию. В особо запущенных случаях, пересказ может быть письменным. Тут полезно сделать так, чтобы ученик прочитал текст только один раз (чтобы исключить кратковременную память и прочие эффекты воспроизведения без понимания).
Скорее всего (раз уж дошли до такого), пересказ будет далёк по смыслу от реального текста. Не стоит тут поправлять, а следует задавать смысловые вопросы. Два важнейших смысловых вопроса "кто?" и "что делает?". В каждой задаче описана ситуация, в которой есть "действующее лицо" (машина) и его "действия" (едет, явление движения). Если ученик не может ответить или отвечает неправильно на эти два вопроса, можно позволить ему поискать ответ в тексте. Есть ещё пара приёмов, которые улучшат понимание текста, на первый взгляд они кажутся бессмысленными, но это работает. Когда у ученика есть ответ на вопрос "кто?", хорошо бы задать ему вопросы: "какой?" (какого цвета, какого размера и т.п.).
Ожидаемый результат: осмысленный текст, описывающий ситуацию в задаче без вопроса и задания, не включающий в себя числа, но, возможно, имеющий отношения порядка (><=).
Это общая рекомендация - она прекрасно подойдёт любому предметнику (даже гуманитариям).
2. Величины. Это сложный момент, потому что величины часто есть в текстах задач, и они сбивают: за предложенными величинами ученик не видит других. Лучше всего давать в качестве упражнения не реальный текст задачи, а "очищенный" от величин. (Примерно, как результат рекомендации 1). Основная проблема тут в том, что величин в физике реально много, и в каждой ситуации спокойно можно насчитать до сотни величин. Ученик пасует перед таким морем, поэтому его можно ограничить конкретным списком. Естественно, с первого раза даже выписать из списка не получится всё правильно: точно будут лишние и недостающие. Тут роль учителя поправлять. Можно уже с объяснениями, почему так. Теперь поймёт.
Ожидаемый результат: достаточный список величин, которые могут участвовать в задаче.
Например, у меня для темы "динамика" заготовлены "очищенные" тексты и список сил, которые проходят в школе. Задача ученика по тексту записать список сил, которые участвуют в задаче.
3. Законы. В любом тексте скрыто присутствуют законы, которые можно применять. Увидеть их можно только обладая большим (как у учителя) опытом решения задач. Однако, уже имя на руках список величин и описание ситуации, можно попытаться подобрать такие законы. Разумеется, тут тоже нужна заготовка - список всех возможных законов, желательно, с указанием явлений, к которым они применимы. К этому моменту ученик уже настолько проникается ситуацией, что к тексту не обращается и числовые значения его не занимают. Поэтому после выполнения этого задания, к числам его придётся возвращать, напоминать, откуда их брать. Этому я посвящу отдельную статью.
Ожидаемый результат: список законов, достаточный для нахождения искомой величины.
Практически, это последний этап чтения, так как дальше остаётся только вычислительная работа.
Заключение
Это поверхностная практико-ориентированная статья "how to", почти без объяснения принципа действия. Многим покажется, что я сгущаю краски, что настолько запущенных детей не бывает, однако практика показывает, что такими бывают целые классы.
Разумеется, в реальной практике встречаются ученики, которые с лёгкостью выполняют некоторые (а то и все) из предложенных действий. Таких не надо мучить, пусть работают над более сложными вещами.
Мою методику порой упрекают в том, что она слишком индивидуальна, что невозможно так работать с классом в 30 человек. Для Человека нет ничего невозможного. Конечно, подход требует серьёзных усилий, подготовки методических, раздаточных материалов, разработки заданий, но это возможно даже в полноразмерных классах. И уж в любом случае, "классические" методики дают очень малый "выхлоп". Считаю, что лучше работать индивидуально с десятью детьми, и из 30 человек треть научатся читать, чем работать со всем классом фронтально, и иметь одного читающего на 30 человек.