Скандинавский кинематограф, как и любой другой географический, всегда выделяет самобытность. Действительно хороших скандинавских фильмов великое множество, но все они, почему-то не так популярны во всем мире, даже если не сравнивать с голливудскими. Причиной этому является опять же самобытность – производство делается для национального телевидения и большинство кинолент даже не переводится на другие языки, а жаль. Фьорды, бескрайние просторы, тяжелое небо, таинственные леса, этническая музыка и своеобразный юмор – остальное по задумке автора. Здесь собрались норвежский режиссер, датский сценарист и шведский актер, даже не думайте, что придется скучать!
Сегодня мы поговорим о фильме «Дурацкое дело нехитрое»
«Kraftidioten»
В первую очередь мы должны познакомиться с главным героем – шведским эмигрантом, работающим водителем снегоочистительной машины. Он – почетный гражданин маленького городка, ведет размеренную семейную жизнь, получает удовольствие от своей работы и радуется каждому дню. Поселок, в котором он проживает - тихое место, о котором даже жители соседних городов наверняка не знают. Внезапно случается страшное – сына главного героя находят мертвым при странных обстоятельствах и становится понятно, что это не просто бандитская разборка, тут замешана очень мощная организованная преступная группировка, с которой герою впоследствии предстоит бороться. На протяжении всего фильма мы видим, как из образцового человека он превращается в изощренного хладнокровного убийцу, которым движет только одно, но очень мощное чувство – чувство мести.
Стеллан Скарсгард отыгрывает, как всегда, на высоте. Мы знаем, насколько этот актер серьезно подходит к своей работе и тут вновь блистает, браво.
Несмотря на всю мрачность ситуации каждую минуту случается что-то смешное или до смешного нелепое, поэтому погрузиться во мрак нам не дают, а заставляют улыбнуться вопреки совсем невеселым событиям. Дело в том, что это изначально не детектив-триллер с Лиамом Нисоном, который находит и беспощадно уничтожает своих противников. Здесь нам рассказывают, скорее, анекдот, основанный на абсурдном, черном юморе. Если другие аналогичные фильмы при всей демонстрации жестокости и нагнетающей музыке пугают, даже если на экран не смотреть, тут ты понимаешь, что смотришь придуманную историю и по-честному получаешь удовольствие от увиденного.
Главному герою Нильсу Дикману в своей новой криминальной стезе несколько раз крупно везет, и он довольно быстро выходит на обидчиков своего сына. Полиция ведет себя халатно, не желая расследовать убийство мелкого хулигана должным образом, это и заставляет нашего героя брать правосудие в свои руки.
Драматических моментов тут, к сожалению, не отнять. Как мы помним, сын главного героя погиб от рук бандитов и месть совершается прямо сейчас. Холодный расчет, заложники, невинные жертвы, показательные казни – все это будет происходить на просторах заснеженной Норвегии. Ко всему прочему Дикман оказывается не единственным отцом, хоронящим своего ребенка – в криминальных разборках нового уровня начинают участвовать весьма карикатурные бандиты-сербы. Эта семья не по наслышке знает, как проводятся подобные мероприятия и в городе вновь проливается кровь.
Операторскую и монтажную работу также стоит отметить – выше всяких похвал. Белая снежная пелена кружит перед глазами и едва заметно на горизонте между вечным сугробом и тяжелым небом появляется тот самый снегоуборщик. Камера всегда демонстрирует самые выигрышные ракурсы, а монтаж четкий, местами динамичный, но всегда отражающий напряженность или комичность ситуации.
Итоги
Динамичный фильм, в котором действия начинают развиваться сначала медленно, затем немного ускоряясь, а ближе к концу боишься моргнуть лишний раз, чтобы не упустить какую-нибудь важную деталь. Держит в напряжении, накаляется и в конце переходит в зубодробительный боевик по всем канонам жанров, которых тут сразу несколько. Боевик, как я уже сказал, драма, черная комедия, детектив и триллер – всего понемногу, что в сочетании дает потрясающий результат.
Однозначно рекомендую к просмотру тем, кто не боится жестокой расправы над злодеями, хочет расширить свой кинематографичный горизонт и всем тем, кому надоели однообразные штампованные глянцевые фильмы