Для контраста со сдержанным комиксом “Когда я вернусь” — нутряное графическое высказывание канадского комиксиста Д. Сима “Judenhass” (2008).
Книга начинается со слов, что в жизни каждого творца наступает момент, когда он осознает необходимость сказать свое слово о Холокосте. “Judenhass” — такое слово не-еврея Дэйва Сима. Это слово даже не о Холокосте (сам автор латинскому термину предпочитает ивритское “shoah”, что переводится как “катастрофа”). Это слово о всеобъемлющей антипатии к евреям, берущей свое начало в Античности и не изжившей себя до сих пор. “Judenhass” (нем.) значит “ненависть к евреям”. И в одноименном комиксе Д. Сим показывает то, как многовековая неприязнь к целому народу, временами переходящая в ненависть, “созревает” до shoah, самой страшной гуманитарной катастрофы нашего времени.
О чем? “Judenhass” представляет собой хронологически выдержанный калейдоскоп исторических фактов и цитат, большей частью антисемитских. По признанию автора, ему пришлось перелопатить огромное количество высказываний, когда-либо изреченных или написанных сильными мира сего, которые, по его мнению, несут в себе семя ненависти к евреям. Цитаты не ограничиваются деятелями Третьего Рейха, совсем нет. Более того, автор настаивает, что немецкий термин “judenhass” намного шире и древнее нацисткой идеологии. Для создания максимально сильного эффекта был выбран фотореалистичный стиль изображения, популярный у газетных карикатуристов 1950-60-х годов. Комиксист педантично скопировал реальные фотографии жертв Холокоста и, многократно повторяя одно и то же изображение, создал из них “обойные” фоны, которые производят жуткое впечатление на контрасте с антисемитскими высказываниями. В конце книги Д. Сим скрупулезно перечислил все фотографии, использованные в работе. А также рассказал, как именно отбирал цитаты, как проверял их на подлинность и почему одни высказывания предпочел другим, быть может, более известным широкой публике.
Что (не)понравилось? У меня сложные чувства по отношению к данной работе. Главным образом потому, что автор использует запрещенный прием: фотореалистичные изображения истощенных, истерзанных тел не могут оставить равнодушным любого человека без психопатических наклонностей. И если бы Холокост был вымыслом, Сима можно было обвинить в нагнетании антиеврейской истерии. Но тот факт, что это было НА САМОМ ДЕЛЕ, в чем я не сомневаюсь ни на секунду, служит индульгенцией для канадского комиксиста. (Нуждается ли он в ней?!) Д. Сим выбрал максимально экспрессивные средства повествования, и кто может упрекнуть его за это?! Точно не я.