Найти тему
Твой репетитор

С кого Грибоедов списал Фамусова

«Горе от ума» цитируют даже те, кто его никогда не читал. У школьников оно ассоциируется с конфликтом поколений. Но мало кто знает, что в эту пьесу вошла личная драма ее создателя Александра Грибоедова.

Фото: инстаграм @griboedovmuseum
Фото: инстаграм @griboedovmuseum

Родители Грибоедова происходили из старинного дворянского рода, предков писателя награждали цари Василий Шуйский, Федор и Алексей Романовы. Доминирующее положение в семье писателя занимала мать – женщина властная, ее прототипом, возможно, является та самая княгиня Марья Алексеевна, перед которой в пьесе заискивает Фамусов.

Это была женщина заносчивая, тяжелого характера, всех в доме подчинявшая своей властной воле. Дворянская гордость ее тем более была беспредельна, что, не говоря уже о древности рода самих Грибоедовых, семья имела такую знатную родню, как князья Одоевские, Нарышкины, Римские-Корсаковы, графы Разумовские. Двоюродная же сестра Александра Сергеевича, Елизавета Алексеевна, была замужем за князем Варшавским, графом Паскевичем-Эриванским. Такое родство заставляло Настасью Федоровну всю жизнь – и свою собственную, и домочадцев – посвящать сохранению достоинства рода Грибоедовых.
пишет Александр Скабичевский, автор книги «Александр Грибоедов. Его жизнь и литературная деятельность»

Грибоедов родился в 1795 году, в довольно противоречивое время, когда дворянская надменность уживалась с подобострастным чинопочитанием. Его семья жила в доме на углу Новинского и Большого Девятинского переулков в Москве.

«Здесь в старину было сосредоточие московского бомонда, старых столбовых дворянских семей, составлявших особый замкнутый мир, связанный узами родства, дружбы, лукулловских пиршеств, безумного мотовства и одуряющих сплетен».
Александр Скабичевский
Фото: инстаграм @griboedovmuseum
Фото: инстаграм @griboedovmuseum

Мать Грибоедова обожала своего брата Алексея Федоровича. Без его совета она не бралась ни за какое дело. Советовались они практически по всем поводам: с какими людьми знаться, каких избегать, каким сильным мира, которые могут пригодиться, делать визиты, кого приглашать или не приглашать на вечера.

Писатель же своего дядюшку презирал. В юности, когда Грибоедов видел, что дядюшка заезжает к ним во двор, он тут же раздевался и ложился в постель. Писатель знал, что родственник поведет его кланяться к «нужным людям», и чтобы не делать этого, притворялся больным.

Именно дядя Грибоедова стал прототипом для образа Фамусова в знаменитой пьесе. В черновых набросках Грибоедов пишет:

Вот характер, который почти исчез в наше время, но двадцать лет тому назад был господствующий, – характер моего дяди. Историку предоставляю объяснить, отчего в тогдашнем поколении развита была повсюду какая-то смесь пороков и любезности; извне – рыцарство в нравах, а в сердцах – отсутствие всякого чувства. Тогда уже многие дуэлировались, но всякий пылал непреодолимой страстью обманывать женщин в любви, мужчин – в карты или иначе; на службе начальник уловлял подчиненного в разные подлости обещаниями, которых не мог исполнить, покровительством, не основанным ни на какой истине; но зато как и платили их светлостям мелкие чиновники, верные рабы-спутники до первого затмения. Объяснимся круглее: у всякого была в душе бесчестность и лживость на языке. Кажется, ныне этого нет, а может быть и есть, но дядя мой принадлежит к той эпохе. Он, как лев, дрался с турками при Суворове, но потом пресмыкался в передних всех случайных людей в Петербурге, в отставке жил сплетнями. Образец его нравоучений: „Я, брат…“.

Было интересно? Подписывайтесь на наш канал)