Найти тему
КиноНытик

«Савой» с Владимиром Стекловым: криминальное одиночество империи

Справедливость - это не закон, это оружие в руках отчаянного
Справедливость - это не закон, это оружие в руках отчаянного

Конец империи СССР был ознаменован целым рядом выдающихся кинокартин. Часть из них осталась в памяти – их периодически показывают по ТВ, крутят по кабельным каналам, они включены в популярные списки раздач.

Часть из них забыта, хотя посмотреть их стоит. Одной из таких картин стал фильм 1990 года режиссера Михаила Аветикова «Савой» с Владимиром Стекловым в главной роли.

Кратко о сюжете:

Молодой инженер НИИ вышел из поезда в степи ночью, чтобы справить нужду. В этот момент его похищают неизвестные, перепутав с кем-то. Так он оказался рабом на соляных копях в Таджикистане.

Чтобы вернуться, ему придется стать невольным сообщником наркодилера, увступать в разборки между местными криминальными кланами и бороться с коррумпированной милицией и обрести настоящего друга.

Боевое крещение и подготовка к подвигам
Боевое крещение и подготовка к подвигам

Чем фильм хорош

«Савой» впечатляет своей актерской игрой, сюжетом и крепкой постановкой. Здесь нет ничего лишнего – на протяжении всего фильма герой переживает свое вынужденное одиночество с оружием в руках на окраинах империи, кризис которой очевиден.

За весь фильм главный герой, прекрасно сыгранный Стекловым, произносит всего несколько фраз, хотя вокруг жизнь кипит. Неуверенный в начале, оказавшись в чужой языковой среде, он проходит крещение не только на кулаках, но и в воде (в фильме есть тонкий символизм), после чего бодро вступает на путь, где нет закона. Делает он это для того, чтобы выжить. Закона нет, но есть справедливость, которой следует главный герой.

Выбор простого инженера - либо сдаться, либо идти до конца
Выбор простого инженера - либо сдаться, либо идти до конца

Почему «Савой»

Дважды в фильме инженер засыпает, и каждый раз оказывается в дорогом ресторане: один раз в одиночестве, второй – с другом, который повстречался ему в реальности. Во сне нет проблем, и жизнь выглядит так, как хотелось бы. Но всякий раз после пробуждения приходится бороться за жизнь.

1990 год: время, когда было снято очень много кино. В 20-м веке было всего два таких коротких периода – поздний сталинский и поздний советский. Оба периода доказывают: чем в России больше снимают, тем ниже качество этого кино. Поэтому фильм Михаила Аветикова просто мог затеряться в прокате. Но позже его не включали ни в одну программу забытых советских фильмов и не показывали на кинофестивалях во время ретроспективных трансляций.

Империя в зарешеченных машинах проезжает мимо, а герои остаются на обочине
Империя в зарешеченных машинах проезжает мимо, а герои остаются на обочине

Немного конспирологии

Некоторые критики сравнивают сюжет фильма, как и его неудачный прокат, с империей СССР – герой Стеклова, сбившийся с пути, одинокий во всем мире, среди чужаков, молчалив – ему нечего сказать тем, кто его окружает.

Плюс сама манера повествования режиссера: острая, настоящий оголенный нерв в пустыне. Но конспирология здесь не так очевидна, как, к примеру, в «Городе Зеро». Однако ряд параллелей с исторической реальностью 30-летней давности провести можно.

Фильм есть в интернете. Посмотрите, не разочаруетесь. Стеклов прекрасно исполнил очередную роль. Кстати, в фильме нет пошлости и крови. Достойный образец советского кино.