- В прошлый раз мы остановились на миндалевидном теле, как структуре мозга в которой возникает страх.
Визуальная обработка происходит в мозгу по нескольким маршрутам, в которые интегрировано миндальное ядро. То, что мы сознательно и целенаправленно наблюдаем, передается из глаз в зрительную кору по нескольким контурам и оттуда на более высокие участки коры головного мозга для комплексной осмысленной обработки. Миндалевидное ядро также связано с этим путем восприятия и может быть вовлечено в сознательную обработку стимулов.
Вторая дорога к ядру следует через так называемые "быстрые и грязные" пути (LeDoux, 1996). Точность в этой обработке не используется , чтобы обеспечить быстроту реакции: небольшая тень на стене вызывает активацию миндального ядра при паутинной фобии еще до того, как детальная обработка может определить, является ли это вообще пауком. Затем организм выводится на боевую готовность через соединения миндального ядра с гипоталамусом и автономной нервной системой. Пульс и артериальное давление увеличиваются, организм готовится к бою или бегству. В случае чрезвычайной ситуации мы находимся в состоянии готовности еще до того, как узнаем, что может представлять для нас потенциальную опасность. Время от времени будет срабатывать ложная тревога.
Недавние исследования показывают, что миндалевидный сердечник также играет одну из центральных ролей в изучении страха через наблюдение (Olsson & Phelps, 2007). Фелпс и его коллеги показали, что активация миндального ядра особенно эффективна, когда выражение лица используется для того, чтобы узнать что-то о наблюдаемом объекте. Миндалевидное ядро, таким образом, реагирует сильнее, когда испуганное лицо смотрит на объект, вызывающий эмоции, чем когда выражение лица показано без объекта (Hooker, Germine, Knight, & D'Esposito, 2006). Это согласуется с тем выводом, что дети реагируют на испуганное выражение лица с повышенным вниманием, особенно при взгляде человека направленном на объект, т.е. когда ясно, чего он боится (Hoehl, Palumbo, Heinisch, & Striano, 2008).
Страх "необученный".
Миндалевидное ядро играет важную роль не только в "обучении", но и в "переучивании" страха. Если стимул, наполненный страхом, через некоторое время теряет свой страх, он обычно не имеет ничего общего с забыванием (Davis, Myers, Chhatwal, & Ressler, 2006). Напротив, постоянное избегание страшного стимула, как правило, усиливает страх. Преодоление сильно развившегося страха, как и в случае фобии, требует целенаправленных действий. Основанием для этого является неоднократная конфронтация с раздражителем тревоги при отсутствии реальной опасности.
Поведенческо-терапевтические подходы к лечению фобий обычно основаны на систематическом повторении конфронтации с раздражителем тревоги (например, пауком) или тревожной триггерной ситуацией (например, беседы с незнакомцами в случае социальной фобии). Цель состоит в том, чтобы выяснить, что стимул или ситуация не представляют реальной угрозы и что тревога со временем исчезнет, если человек переносит ситуацию страха (Möller et al., 2005). Этот процесс может быть поддержан использованием методов релаксации для уменьшения беспокойства, испытываемого во время конфронтации. Строго говоря, это не "отталкивание" от страха, а скорее новый процесс обучения, в котором ощущается, что раздражитель тревоги не представляет никакой опасности в рассматриваемой ситуации, тем самым подавляя реакцию тревоги. Как и в изучении тревожных ассоциаций, связи нервных клеток миндалины, по-видимому, играют решающую роль (Davis et al., 2006).
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что способность учиться наблюдать, с одной стороны, жизненно важна для нашего выживания, как для людей, так и для наших родственников в дикой природе, но с другой стороны, может привести к неправильному обучению. Эволюция обеспечила нам особую готовность ассоциировать определенные стимулы, такие как пауки и змеи, со страхом. Однако в наших широтах, где почти нет опасных змей или пауков, эта готовность в сочетании с индивидуальными личностными факторами и возможностями обучения может привести к фобии. Развитию социальных фобий может также способствовать наблюдательное обучение. Такие тревожные расстройства могут серьезно снизить качество жизни пострадавших. В этом случае необоснованный страх можно преодолеть, но это долгий и изнурительный процесс в контексте психотерапевтического лечения.
Опорная литература (кроме упомянутой):
- Hooker, C. I., Germine, L. T., Knight, R. T., & D'Esposito, M. (2006).Amygdala response to facial expressions reflects emotional learning. Journal of Neuroscience, 26(35), 8915-8922.
- Moses, L. J., Baldwin, D. A., Rosicky, J. G., & Tidball, G. (2001). Evidence for referential understanding in the emotions domain at twelve and eighteen months. Child Development, 72(3), 718-735.