Вчера мы посмотрели, как питались в благополучной дворянской интеллигентской семье в последней четверти XIX в. Ранее было про крестьянскую пищу. Теперь обратимся к зажиточной купеческой семье. Многие читали "Лето Господне" И.С. Шмелева, светлую и радостную книгу, написанную в эмиграции, о счастливом московском детстве писателя.
Семья Шмелевых владела в Москве плотничной артелью и банями, была глубоко религиозна и жила в Замоскворечье, на Большой Калужской улице, патриархальным укладом.
Весь год жизнь подстраивалась под круговорот церковных праздников - зимний мясоед, Масленица, Великий пост, Пасха, Троица, летний мясоед, Петровский и Успенский посты, осенний мясоед, Рождественский пост и Рождество. Отдельно мы рассмотрим, как соблюдали в зажиточных семьях посты. А сейчас о праздниках, о самом любимом - Рождестве.
В Рождество принято разговляться после целого месяца Успенского поста (с 27 ноября нового стиля). До первой звезды в семье Шмелевых не ели, разговлялись кутьей - кашей из пшеница с медом и взваром из чернослива, груши или кураги.
На столе всегда было мясо, прежде всего свинина, а точнее, целиком зажаренный фаршированный поросенок. Закуски подавались такие - "икра, сардинки, семга, копченый сиг, колбаса с языком, колбаса копченая, селедка с луком, солевые снеточки, кильки и пироги
длинные, с капустой и яйцами".
Другой праздник - именины отца, 20 октября, осенний мясоед. В семье они отмечались широко.
На столе были закуски "всякие колбасы, и сыры разные, и паюсная, и зернистая икра, сардины, кильки, копченые, рыбы всякие, и семга красная, и лососинка розовая, и белорыбица, и королевские жирные селедки в узеньких разноцветных «лодочках», посыпанные лучком зеленым, с пучком петрушечьей зелени во рту; и сиг аршинный, сливочно-розоватый, с коричневыми полосками, с отблесками жирка, и хрящи разварные головизны, мягкие, будто кисель янтарный, и всякое заливное, с лимончиками-морковками, в золотистом ледку застывшее и груда горячих пунцовых раков", и и свежие паровые огурчики, и шинкованная капуста, сине-красная, и почки в мадере, и всякие-то грибки в сметане, – соленые грузди-рыжики".
и пироги
"кулебяки, скоромные и постные, – сегодня день постный, пятница, – и всякий, для аппетиту, маринадец; и румяные расстегайчики с вязигой, слоеные пирожки горячие"
и десерты
"кондитерский калач, румяный, из безе, посыпан толченым миндалем и сахарной пудрой, ромовый, от Фельша. Есть уже много от Эйнема, кремовые с фисташками; от Абрикосова; с цукатами, миндально-постный, от Виноградова с Мясницкой, весь фруктовый, желе ананасным залит. И еще разные: миндальные, воздушно-бисквитные, с вареньем, с заливными орехами, в зеленоватом креме из фисташек, куличи и куличики, все в обливе, в бело-розовом сахаре, в потеках".
Для простого народа угощение попроще
"В летней мастерской кормят обедом нищих и убогих – студнем, похлебкой и белой кашей. В зимней, где живет Горкин, обедают свои и пришлые, работавшие у нас раньше, и обед им погуще и посытней: солонинка с соленым огурцом, лапша с гусиным потрохом, с пирогами, жареный гусь с картошкой, яблочный пирог".
Вот такой сытный, обильный, вкусный стол. Разумеется, речь идет о зажиточной семье, но тем не менее, оцените уровень их жизни в Москве в 80-х годах XIX в.
Комменты, лайки и подписки приветствуются) – будет круто!