В нашем мире монстрами не рождаются — ими становятся. Артур Флекс (Хоакин Феникс) при рождении не носил зловещий клоунский грим, не убивал людей, не жаждал хаоса и разрушений. В нем не было зла. Ни капли. Но с годами накопленной боли, непонимания, отверженности, страха и ненависти именно смеющимся лицом самого Зла и станет наш «герой». Почему? Как это происходит?
Готэм, 1980-е года. Клоун-любитель Артур Флекс сидит на сильнодействующих препаратах. Иногда посещает психиатра. Ходит на работу в рекламное агентство «Ха-ха». Мечтает о признании и любви. Смотрит вечерами со своей матерью юмористическое ток-шоу и пытается как можно чаще «делать счастливое лицо».
Готэм, 1980-е года. Артур Флекс находится на грани. Утопает в депрессии. Думает о смерти, как избавлении. Сомневается в своем существовании. Смеется сквозь боль. Считает свою жизнь — сплошной трагедией.
Но у него еще есть то, ради чего хочется жить: любимая мать, работа, ток-шоу по вечерам и призрачные надежды на то, что одиночество когда-нибудь исчезнет. Минуты летят, история движется вперед, мир вокруг окончательно рушится, а у зрителей в зале кинотеатра зарождается ощущение, что они пришли не просто на очередной фильм, очередную жвачку с попкорном. Нет. Достаточно быстро приходит осознание того, что фильм «Джокер» — это ни что иное, как искусство в чистом виде. Он не развлекает, не убивает время и не делает ваш вечер приятным. Вместо этого он вводит вас в транс, забирает все ваше внимание, нарушает покой, выводит из зоны комфорта и превращает ваше подсознание в никчемный кусок мяса, над которым роятся сотни голодных мыслей.
Это картина не о классическом антигерое, самом известном клоуне вселенной DC. Нет, пред нами предстает история обыкновенного человека в обыкновенном мире. Для некоторых зрителей представленный режиссером Тоддом Филлипсом мир может показаться излишне «черным, гнетущим, гротескным», но это лишь означает, что они никогда не прибывали на самом дне депрессии и не чувствовали себя отвергнутыми обществом.
Готэм — это Саратов, Ростов, Петербург, Тула. Артур Флекс — это ваш сосед, одноклассник, мать, знакомый, брат. Вы, в конце концов. Ну а Джокер — это идея. Здесь нет выдумки, нет глянцевой картинки, марвеловской сказки и подобного. Лишь одна простая, но очень холодная реальность.
И в этом фильме-реальности работает абсолютно все. Каждый элемент, каждая деталь картины вступает в диалог со зрителем. Сценарий дает бесшовную историю превращения человека в монстра, уподобления его всему обществу. Операторская работа отражает грязь и усталость, нарастающее безумие и жажду извращенной справедливости. Музыка и постановка стучат по вашему сердцу, как по дешевым барабанам, стараясь порвать в клочья. А актерская игра... Я отныне не верю, что есть такой актер — Хоакин Феникс. Но я знаю, что где-то на улице бродит Артур Флекс, он же — Джокер.
Некоторые критики упрекают картину в том, что она романтизирует зло, безумие и насилие. Они боятся, что определенных людей этот фильм может сподвигнуть на что-то страшное. Но истина исключает романтизацию, а суть искусства как раз и заключается во влиянии на умы. Параллельно часть зрителей заявляет: «Джокер» лишь копирка с «Таксиста» и «Бешеного быка». Но подождите, эти заявления столь же бессмысленные, как если сказать, что все произведения о любви в мировой литературе — одинаковые. Корень один, но итоговая форма совершенно различная. Вдохновляясь этими картинами Филлипс смог сделать обособленное уникальное полотно.
Возникает логичный вопрос — к чему тогда все эти упреки?
Предлагаю пресечь их на корню. Приходите в кино. Садитесь поближе к экрану. Там будет выступать сам маэстро Джокер. Он в своей уникальной манере расскажет вам историю очередного «слабака» в глазах социума, который из ничтожества превратится в монстра, а потом и в идею. После — он сквозь боль посмеется над миллионами людей, которые каждый чертов день сомневаются в том, что существуют.
А в конце сеанса подойдет к вам вплотную и прокричит с болью в глазах: «Почему никто не пытается поставить себя на чужое место?!».
Автор — Максим Мальцев