Линейным трассированием называют комплекс работ по проектированию трассы с обоснованием ее расположения на местности с экономической и инженерно-технической точки зрения. Трассой линейного объекта в геодезических изысканиях называют ось, обозначенную на топографической карте.
В геодезии рассматривают две основных составляющих проекта:
- план трассы (проекция на горизонтальную плоскость)
- продольный профиль (разрез по вертикали)
План – это прямые отрезки с разными углами наклона, соединенные дугообразными кривыми.
Трасса линейного сооружения — что это такое
В идеале трасса должна представлять прямую линию, не имеющую угловых отклонений и поворотов. Увеличение расстояния между конечными и промежуточными пунктами магистральной линии являются причиной превышения запланированных капитальных вложений в строительство и
эксплуатацию.
В практической деятельности нередко получается так, что планы двух проекций не совпадают, а для того, чтобы устранить не состыковки, общий план корректируется – это и приводит к появлению «кривизны» на линии трассы.
На карте трассирования обозначаются участки с неблагоприятной геологией, перепадами рельефа и другими природными барьерами.
В отношении некоторых видов линейных коммуникаций допустимый уклон ограничен. Это трубы, канальные траншеи и другие объекты, размечаемые по высоте. Главной же задачей при прокладке магистрали на участке, где расположены линейные сооружения (например, линии энергоснабжения и водозабора) является создание кратчайшего расстояния, где уклон, практически, не принимается во внимание, а разметка производится по азимутальным параметрам.
По смешанной методике (то есть, по высоте и по азимуту) в геодезии намечаются объекты с ограничениями по уклону, а также по соотношению прямых участков и поворотов (это автодороги, железнодорожные магистрали, линии судоходства).
Линейные трассы: порядок выполнения работ
В первую очередь собирается материал по прокладке линии – это координаты для выноса поворотных углов или промежуточных точек на трассе, элементы линейной (угловой) засечки, расстояние от границ местности до створных точек трассы. Проще говоря вынос трассы линейного сооружения в натуру.
Второй этап – полевые работы или полевое трассирование. За основу принимаются топографические данные, взятые из карт и разбивочных планов.
Далее, следует разбивка пикетажа. Пикеты (отметки, соединяющие участки определенной длины) фиксируют на местности – для их обозначения забивается колышек вровень с землей. На расстоянии 25 см от пикета (обозначение ПК) устанавливается вторая, возвышающаяся над землей отметка (сторожок).
Необходимо также указать расположение плюсовых точек, которые обозначают перепады рельефа, и контурных координат, указывающих на наличие сооружений, встречающихся по ходу прокладки трассы (например, гидротехнические строения). На участках с поперечным уклоном разбивают в обе стороны трассы поперечники – перпендикуляры к плюсовым точкам и пикетам.
Привязка магистральных ходов линейных объектов к геодезической сети, находящейся в введении государства, выполняется в соответствии с положениями, изложенными в п. 5.6 СП 11-104-97. Составленный геодезистами отчет дает возможность начать проектирование линейного сооружения.
Как получить технический план на линейный объект
Сегодня, при интенсивном развитии капитального строительства (особенно загородного), многие организации и частные лица столкнулись с необходимостью официального оформления технических документов.
Они требуются и для подтверждения прав собственности, и для разрешения работ.
Какие объекты относятся к линейным и требуют обязательного составления техплана:
- трубопроводы;
- линии связи;
- железнодорожные и автомобильные ветки;
- трассы энергоснабжения.
Характерной особенностью таких сооружений считается их расположение на территории двух и более кадастровых округов. Поэтому процесс постановки на учет таких линейных объектов усложняется.
Линейные объекты: требования к техническому плану
План всего сооружения должен быть разбит на несколько условных частей. Причем любая из них должна относиться только к одному кадастровому округу.
Наряду с общим объектовым описанием, для каждой части составляется отдельный раздел с указанием местоположения на участке, основными характеристиками сооружения.
В итоговом заключении должны быть указаны все номера территориальных кадастровых округов.
Для некоторых объектов необходима регистрация земельного участка. Например, оформление плана на строительство дороги невозможно без подтверждения права владения землей.
Процесс составления технического плана не допускает никаких погрешностей, требует внимательного подхода и обладания определенной базой знаний. Без участия квалифицированного специалиста здесь не обойтись.