Переход к рыночной экономике повлек за собой процесс пресыщения рынка разнообразными товарами, вследствие чего спрос на производимую продукцию приобрел неопределенный характер. В этих условиях способность логистических систем к адаптации является существенным фактором прочной позиции на рынке.
«Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.»
Кроме того, выделяют также внутрипроизводственные логистические функции:
- планирование товара;
- планирование услуг;
- упаковка;
- снабжение производства сырьем, материалами, комплектующими частями и другими видами материальных ресурсов;
- пополнение запасов в системе распределения;
- контроль за производственными процессами;
- проектирование и развитие складского хозяйства;
- финансирование закупок оборудования;
- управление транспортом;
- управление запасами и др.
Основными критериями реализации всех перечисленных выше функций, является достижение конечной цели. Которая выражается шестью широко известными правилами логистики:
1) груз – нужный товар;
2) качество – необходимого качества;
3) количество – в нужном количестве;
4) время – в нужное время;
5) место – в нужное место;
6) затраты – с минимальными совокупными затратами.
Опираясь на изложенную выше информацию о содержании термина, «логистика», ее принципов и функций, можно сформулировать определение понятия «логистика сбыта».
Логистика сбыта — это управление транспортированием, складированием и всеми сопутствующими операциями, совершаемыми в процессе сбыта, то есть, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.
Проанализировав ряд научных трудов, можно сделать вывод, что вместе с понятием «сбыт» широко используются такие понятия как «дистрибьюция» и «физическое распределение», которые в свою очередь достаточно широко определяются как отечественными, так и зарубежными авторами.
По мнению Б.А. Аникина, сбыт - это "совокупность действий, которые осуществляются с того момента, как продукт в той форме, в какой он будет использоваться, поступает в коммерческое предприятие производителя или конечного изготовителя, до того момента, когда потребитель закупает его"[7]. Исходя из терминологии французских экономистов, сбыт продукции определяется цепочкой, связывающей производителя и потребителя через некоторые звенья. Данным определением характеризуется значимость формирования каналов распределения продукции.
Что же касается понятия « физическое распределение», то с позиции Сергеева В.И., «физическое распределение - это комплексная логистическая активность, являющаяся составной частью процесса дистрибьюции и включающая в себя все логистические операции, связанные с физическим перемещением и хранением готовой продукции в товаропроводящих структурах производителей и (или) логистических посредников». Дистрибьюция же, в свою очередь, определяется В.И. Сергеевым как «компактная логистическая активность, суть которой в продвижении готовой продукции от производителей к потребителям, в организации продаж, предпродажного и послепродажного сервиса».
Все многообразие терминов, которые предлагаются исследователями, таких как "сбыт", "физическое распределение", "дистрибуция", можно свести к двум ключевым, характеризующим сбытовую деятельность в широком и узком смыслах. В узком смысле сбыт затрагивает лишь операцию совершения сделки купли-продажи, т.е. речь идет о передаче прав собственности от продавца к покупателю (или посреднику). В широком понимании сбыт включает в себя все операции с момента завершения производства вплоть до момента передачи приобретенного товара покупателю.
Некоторые авторы полагают, что сбыт продукции в деятельности предприятия выполняет следующие функции :
- пространственная (нахождение продукции в нужном месте);
- временная (транспортировка продукции в нужное время);
- количественная (наличие продукции в нужном количестве);
- качественная (соответствие товара заданным требованиям по качеству);
- рекламная (создание спроса на продукцию и его поддержка).
При организации сбыта готовой продукции предприятия осуществляют логистические, маркетинговые, коммерческие и сервисные функции. Кроме того, отметим, что в сбытовой деятельности организаций наблюдаются тесная взаимосвязь, существенное взаимопроникновение коммерческих, маркетинговых, логистических и сервисных бизнес-процессов.
Продолжение в статье №4.