Найти в Дзене
Виктор Гладков

50 тонн крови от медсестры Васильевой

Пять дней в неделю с 8 до 12 часов Галина Васильева проводит в операционной.

Мы и познакомились в операционной станции переливания. 35 лет назад. И сейчас на мои вопросы она отвечала на своём рабочем месте - на Воскресенской станции переливания крови.

- Как вы стали медсестрой? Насколько осознанным был выбор этой профессии?
- Медиков в моем роду не было. Просто с подругой решили поступить медучилище в Раменском. Закончила его в 1977 году. 4 года работала по распределению в Раменской больнице медсестрой отделения нейрохирургии. Там и сутками работать приходилось – одно из самых «тяжелых» отделений. А в 81 году перешла на работу в тогда ещё отделение переливания крови Воскресенской центральной районной больницы. Сначала работала простой медсестрой, потом меня перевели в операционную. И работаю здесь по сей день.

- Что понадобилось, чтобы стать операционной медсестрой?
- Врачи заметили, что я хорошо попадаю в вену.

- Это не всем дано?
- Нет, конечно. Это надо чувствовать. Руками… Навык нужен и чувство. Если не сразу попадаешь в вену – люди уже не пойдут к тебе.

- Вы можете предположить – сколько приняли за эти годы и десятилетия крови и компонентов?
- Недавно один донор в операционной завел об этом разговор. Он постоянно сдает у нас кровь с 1984 года, и сказал, что ни разу не случалось, чтобы я не присутствовала при этом. Мы с ним посчитали примерно, исходя из стажа моей работы, и получилось, что за 38 лет я приняла у доноров не меньше 50 тонн крови.

-2

38 лет на одном рабочем месте… Не появлялось желания сменить работу?
- Никогда! Мне здесь очень нравится! И коллектив у нас очень хороший. Взаимоотношения прекрасные! Но вы же часто бываете у нас – сами видите!

- Среди доноров встречаются капризные, скандальные?
- Нет! Категорически нет! Может быть такие люди не становятся донорами, или здесь у нас аура особенная… Ни разу не было какого-то даже напряженного разговора в операционной, не то что конфликта. И если случается, что донор как-то внутренне напряжен, - мы находим к нему подход. Стараемся и добиваемся, чтобы из нашей операционной он вышел с хорошим настроением. Да вы и сами знаете наш коллектив – обязательно каждому донору: «Здравствуйте!», «Пожалуйста!», «Спасибо!», «До свидания, приходите ещё!».

- Во время забора крови вы обязательно спрашиваете у доноров – как они себя чувствуют. Этот вопрос формальный?
- Нет! И очень важно, чтобы этот вопрос воспринимался именно неформально, чтобы донор прислушался к своему состоянию. Мы следим, чтобы у него не ухудшилось самочувствие, не наступил обморок. Если лицо побледнело, причем, - сначала бледнеет кончик носа и уши, носогубная складка… - или ушел в себя, глаза затуманились, или наоборот чрезмерно возбужден, мы опустим изголовье и поднимем ножную часть кресла, пригласим в операционную врача. При необходимости – прекратим забор крови. Врач меряет давление, может сразу дать нужное лекарство. И даже когда донор нормально сдал свои 450 грамм, мы наложили повязку, он встал с кресла, направился к выходу – всё это время контролируем внешние признаки его самочувствия. За дверью операционной его состояние контролируют наши коллеги. Опыт у нас уже такой, что человек ещё не чувствует головокружения, а мы уже определили предобморочное состояние, просим его сесть, предлагаем горячего чаю и держим наготове ватку с нашатырным спиртом. Он может к двери уже подходить, а мы со спины видим, что сейчас надо будет его подхватить и усадить. Это опыт, конечно.

- Есть какая-то статистическая закономерность таких случаев?
- Закономерности нет. Недавно приходили 50 студентов Воскресенского колледжа. Большинство – первичные доноры. И ни одного обморочного состояния. Бывает и иначе. Придет не отдохнувший, не выспавшийся – вот и понадобится «нашатырь».

- Если обморок случился у первичного донора – его пригласят на станцию снова?
- Это решает наш врач. Она проверит давление, изучит медкарту, и даст ему свои рекомендации. Бывает, и сам донор нам сообщает, что на прошлой кроводаче испытывал головокружение, или врач нас предупреждает: «К этому повнимательнее…» Мы ко всем внимательны, но тут уже глаз не сводим.

- Сейчас вы производите забор крови пять дней в неделю здесь – на станции. Раньше, помню – вы ездили на предприятия.
- Да! Мы проводили Дни донора в воинских частях и на предприятиях района – Химкомбинат, Машиностроитель, ДСК, Цемгигант, РМЗ, хлебзавод, завод «Салют», племзавод «Ачкасово»… - за год объезжали все предприятия и не по одному разу. Везде были здравпункты, на которых мы проводили забор крови. Сейчас все приходят к нам.

- Если сравнить оборудование прошлых лет и современное?..
- Небо и земля! Раньше забирали кровь в стеклянные флаконы, в которых отделяли плазму вручную. Сейчас работаем на американском аппарате «Геманетик». Забор крови, отделение плазмы или тромбоцитов, возврат донору эритроцитов, переливание физиологического раствора… – весь процесс происходит автоматически, с минимальным нашим участием. Мы только задаем параметры.

-3

- Насколько сложно было освоить эту аппаратуру?
- Меня посылали в Москву на учебу. Учили нас примерно неделю, и курс был очень напряженный. Но этого было мало – взяла инструкцию, книга — вот такой толщины, ушла в отпуск, и всё изучила. Потом ещё приезжал специалист, обучал на месте, принял экзамен, и выдал сертификат. Так что (улыбается – авт.) я не простой специалист, а сертифицированный. Непростая аппаратура. Это же компьютер. Сначала нужно его изучить. Вот заправляю его расходниками – он запищал. Разбираюсь в причине.

- Изменился ли за эти годы контингент доноров?
- Доноры сейчас очень хорошие! И сейчас больше молодежи, чем 25-30 лет назад. И интернет пропагандирует донорство, волонтеры акции проводят. Молодые и организованно приходят с колледжа, и сами, по своей инициативе. Главное – первый раз прийти. А потом это многих затягивает. Донорский состав молодеет, и это хорошо! И сейчас строже контролируется здоровье доноров – все постоянные получают направление на обследование, и наш врач проверяет результаты этого обследования. Так что, передайте всем – пусть приходят к нам! Кровь – примем, хорошим настроением - поделимся!

***
С
таршая операционная медсестра Галина Васильева - Почетный донор России.

***

Заведующая отделением заготовки крови и её компонентов, заслуженный работник здравоохранения Московской области Наталья Юрьевна Викулова:
- Галина Юрьевна - медицинская сестра высшей квалификационной категории. Она овладела всеми современными методиками – плазмаферез, тромбоцитаферез. У неё есть желание не просто работать, а работать хорошо! И замечательные природные данные. Бывает, что в вену никто попасть не может, а Галина Юрьевна попадает. Она и наставник – обучает молодых медсестер. И вообще - она человек положительный во всех отношениях.

Главный врач Воскресенской СПК, заслуженный врач Российской Федерации Станислав Андреевич Исполинов
- Операционная медицинская сестра станции переливания крови должна безукоризненно попадать в вену. Это самое главное! Чувствовать вену! Галя Васильева это делает, и других обучает. Она замечательно общается с донорами. Заглянешь в операционную – она им объясняет: какой режим питания и отдыха нужен перед кроводачей, и почему дозы именно такие установлены, и почему перед плазмодачей из питания исключаются молоко и молочные продукты, и как Почетным стать… В коллективе её очень уважают – честный, порядочный, доброжелательный человек.

***

Впервые опубликовано здесь - https://nemolodoj.livejournal.com/561227.html