Человеческие судьбы порой куда причудливей, чем фантазия писателей и режиссеров. О жизни и приключения отдельных людей можно писать книги и снимать настоящие приключенческие фильмы. Об одном из таких людей и сегодня и поговорим.
Марсель Плиа (по другой версии фамилию следует читать, как Пля), родился на островах французской Полинезии, в южной части Тихого океана. Его мать служила нянькой у французских колонистов и те, возвращаясь во Францию, взяли няньку с собой. Так маленький Марсель с диких островов Полинезии переместился в блистательный Париж.
Далее в истории нашего героя имеется пропуск, но известно, что, попав в 1906 году в русскую столицу, французский полинезиец быстро обрусел, выучил русский язык, женился на русской девушке, которая родила ему сына. Работая на заводе, он проявил недюжинные таланты к механике и вообще зарекомендовал себя весьма смышленым малым.
С началом мировой войны он, будучи французским гражданином, поступил добровольцем в русскую армию, где был направлен в качестве шофера в Российский Императорский Военно-воздушный флот. Но не сиделось парню за баранкой грузовика и вот он уже моторист-стрелок на "Илье Муромце", где своим героизмом сумел заслужить два Георгиевских Креста и уважение самого Игоря Сикорского.
Кстати, в эти времена награды не раздавали направо и налево. Тот же первый своей Георгиевский крест IV степени Марсель Плиа заслужил тем, что в течение получаса под ураганным зенитным огнем ремонтировал два поврежденных двигателя стоя на крыле "Ильи Муромца" во время бомбардировочной миссии на станцию Даудзевас. В том бою аэроплан получил более семи десятков пробоин от вражеского огня и во многом благодаря героизму Марселя Плиа воздушный корабль вернулся на родной аэродром.
В том бою произошло еще одно необычное происшествие - в аэроплан случилось попадание с земли и когда их "Муромец" вдруг рухнул вниз, Марсель Плиа внезапно вылетел из своего пулеметного гнезда. И пока пилотировавший аэроплан лейтенант Констенчик не смог остановить падение воздушной машины, он так и летел четверть километра за аэропланом словно камень. Благо привязался ремнем к своему сидению и далеко не улетел. И когда машина остановила падение, чудесным образом просто влетел в свой верхний люк.
Оказавшись же вновь на своем месте, он лишь сообщил коллегам по экипажу, в следующий раз он предпочел бы падать не так быстро.
Второй же Георгиевский крест, уже III степени, он получил за сбитые во время воздушного сражения два немецких аэроплана и принуждение третьего к поспешному бегству.
Да и про уважение со стороны конструктора "Муромцев" Игоря Сикорского тоже, в общем-то, не шутка, поскольку несколько предложений этого "русского полинезийца" по усовершенствованию огромного аэроплана были Сикорским признаны разумными и воплощались в новых модификациях этого воздушного корабля и в модернизации существующих машин.
Такая вот история о полинезийце, воевавшего в русской авиации в Первую мировую войну. А сколько еще забытых историй о замечательных людях. Увы, о них не пишут книги и не снимают приключенческие фильмы. А жаль.
Впрочем, о приключениях нашего бравого полинезийца можно прочесть в моей книге «1917: Да здравствует Император!».
На сайте АТ все пять книг цикла "Новый Михаил":
https://author.today/u/babkin