Фильм-победитель Венецианского кинофестиваля, номинант на «Оскар» и «Золотой глобус». Любовь к прекрасному, жестокие удары судьбы и поиски счастья в бушующем мире. Свобода изобразительного искусства и рамки соцреализма. История художника, ставшего голосом эпохи и певцом травмирующих переживаний – от лауреата премии Американской киноакадемии, Флориана Хенкель фон Доннерсмарк.
Курту не повезло взрослеть в Германии 30-х годов, зато повезло с тетей. Эта интеллигентная женщина привила ему любовь к искусству и страсть к свободе, научила видеть прекрасное и различать уродство. Вскоре она попала в жернова фашистского режима, получила диагноз «шизофрения» и, по заключению «врачей», была приговорена к смерти.
Годы спустя Курт сбегает из восточного Берлина в западный, начинает писать картины, встречает девушку своей мечты и безнадежно влюбляется. Беда только в том, что отец девушки – тот самый «врач», который лишил жизни его тетю. Не смея разоблачить злодея, чтобы не нанести удар любимому человеку, Курт выражает всю свою ненависть в собственных работах.
«Работа без авторства» балансирует на грани между эпическим байопиком о жизни художника и психологическим триллером о паранойе и недоверии – основательный хронометраж позволяет ему убить обоих зайцев. Как жизнеописание человека искусства, картина досконально и въедливо описывает все метания Курта, его моменты вдохновения и вечную борьбу с недопониманием.
Исторический фон делает проблему особенно выпуклой: художника манит поп-арт и авангард, а в той половине Берлина, где ему приходится жить, разрешают рисовать только колхозы и счастливых трудящихся. После того, как Курт убегает туда, где его могут понять и оценить, испытания судьбы становятся еще более жестокими. Дремлющая ненависть, обида. Которую невозможно высказать и отчаяние от собственного бессилия находят выражение в его творчестве. Курт становится заметным деятелем искусства, авторитетом и даже звездой – но никто не знает, какие муки ему пришлось пережить, чтобы впоследствии отобразить их на своих полотнах.
У героя фильма есть прототип – один из самых известных художников современности, Герхард Рихтер. Основное отличие правды жизни от сценария заключается в том, что Рихтер узнал о фашистском прошлом своего тестя, когда художнику было уже за семьдесят, так что картины он писал, вдохновляясь совсем другими историями. Так что, прочитав первый вариант сценария, Рихтер его в целом одобрил, но потребовал убрать из текста свое имя и не показывать в кадре настоящие картины.
Спасибо, что заглянули! Мы любим кино и любим о нем писать. Всегда рады лайкам и новым подписчикам!