Итак, сегодня мы с Вами поговорим о таком явлении как стремление русских к «халяве». Мы взглянем на эту проблему глазами этнической психиатрии (психиатрии народов) и поймём, откуда же это явление произрастает. С этим явлением в своё время я встретился лично. С этого-то момента я и начал его изучать. Итак, начнём Мои ученики очень часто спрашивают меня, есть ли разница между работой с иностранцами и работой с русскими и в чём она заключается. К сожалению, разница есть и она огромная. Когда ты работаешь как педагог, психолог или врач с русским человеком, то первое, что бросается в глаза так это то, что русский человек искренне считает, что ты обязан сделать что-то для него, но сам он при этом для тебя делать что-то совершенно не обязан. Когда я только-только начинал работать педагогом, я открывал курсы, где преподавал сразу несколько языков. Люди, которые видели рекламу этих курсов, звонили мне и на полном серьёзе спрашивали меня, бесплатно ли это. Подобная история была и в моей фирме. Она занималась образовательными услугами. Фишкой моей фирмы было первое бесплатное занятие. Я обратил внимание, что очень многие люди приходили только на первое бесплатное занятие именно с расчётом выжать из одного занятия максимум халявной выгоды. При этом многих людей, которые приходили с подобным «халявным расчётом» я знал лично. Это были люди небедные, которые спокойно могли позволить себе и мои услуги, и услуги моей фирмы. Тем не менее … Сейчас, когда у меня появился Ютуб канал, ситуация не изменилась. Один молодой человек, написав мне личное сообщение в социальных сетях о том, как много у него проблем и описав их в несколько страниц, искренне удивился моей фразе, что я платный специалист и что я не веду бесплатных консультаций. Было ли хоть раз такое, когда я работал с иностранцами ? Удивительно, но такого в моей жизни такого не было ни разу. Я учёный, поэтому я не могу свой личный опыт считать доказательством научности, поэтому я начал собирать материалы и начал проводить интервью с другими специалистам и узнавать их мнение. К моему ужасу оказалось, что не я один столкнулся с этим. Грубо говоря, из 100 моих респондентов — 87 столкнулись с этим же явлением. 10 не не работали с иностранцами вообще, а 3 занимались только торговлей с иностранцами, где глубокое общение было не нужно. Когда ты работаешь с иностранцем, то первое, что тебя поражает (если ты никогда ранее с ними не работал), так это то, что они искренне тебя ценят и первыми спрашивают, когда и сколько должны заплатить. Большинство же русских людей (в особенности старшее поколение) считает, что ты обязан работать на него бесплатно и выполнять все их прихоти. Итак, с чем же это связано ? С точки зрения психиатрии и биологии это явление называется паразитизмом. Если сказать простым языком, то паразитизм это когда Вася что-то забирает у Маши, но в обмен Маша не получает ничего. Ленточные черви питаются питательными веществами человека, но в обмен не дают ему ничего либо приносят вред, выделяя токсичные продукты жизнедеятельности. Верблюжий клещ питается кровью одногорбых верблюдов и параллельно «одаривает» тех дерматофилозами, тейлериозом, протойзойными болезнями крови и другими «прелестными» заболеваниями. Противоположностью паразитизма является мутуализм. Мутуализм это когда Вася что-то делает для Маши, а за это Маша что-то делает для Васи. Одним словом — взаимная выгода. Можно ли сказать для русских людей характерно мутуалистическое мышление ?К сожалению, нет. Изучая российский бизнес, мы можем легко это заметить. Россиянин обычно руководствуется только своей личной выгодой и совершенно не задумывается, а выгодно ли другому человеку. Женщина приводит ребенка к преподавателю для того, чтобы поднатаскать ребенка к экзамена, когда преподаватель озвучивает цену, то женщина грубо начинает дико возмущаться, «почему так дорого ?», «давайте подешевле», «а вот у него там было дешевле, чем у Вас». При этом многочисленные золотые украшения дают понять, что женщина эта не бедная. С этой ситуацией сталкивался каждый педагог в моей фирме, да и я сам когда-то. Желание односторонней выгоды (паразитизм) проявляется в россиянах практически в каждом шаге и в каждом действии: «Я хочу купить навороченный телефон, но так, чтобы недорого», «я хочу классную фотосессию, но так, чтобы недорого», «давайте купим хорошего вина, но чтоб не дороже 500 рублей». К сожалению, мы имеем дело с массовыми (то есть социальными) психопатологиями. Психопатологии, которые настолько сильно распространены среди народа, что воспринимаются как само собой разумеющееся, называются менталитетом. Именно эти патологии отличают один народ от другого. В своих работах по этнологии и этнической психиатрии я подробно и доказательно об этом рассказываю. Патологический паразитизм является частью российского менталитета, то есть психопатологий, характерных для российского (в первую очередь основообразующего — русского) народа. Я назвал это «русским синдромом». Чтобы понять, откуда в российском обществе возник патологический паразитизм, нужно понять как вообще возник этот «русский синдром», то есть весь российский менталитет, и из каких элементов он состоит. Если говорить простым языком, то весь «русский синдром» состоит из (1) апатии (патологической лени), (2) обожествлении власти (царя, президента, директора, мэра и тп), (3) убегания от проблем (отложить дела на потом, «авось само решится», переложить ответственность на другого, забыть о делах и тп), (4) патологического паразитизма (желание жить за счёт другого), (5) инфантилизма мышления (нежелание быть взрослым, то есть принимать ответственность на себя; скидывание ответственности на других). Все остальные черты это производные этих пяти. Давайте спросим себя, каким должно быть воспитание человека для того, чтобы в нём закрепились все эти пять социальных психопатологий ? Ни с того, ни с сего подобные черты возникнуть не могли. Как и в экономике, здесь должен был существовать спрос. Определенные черты закрепляются в обществе, если народ либо власть в них нуждается. Именно это и произошло в России. К сожалению, причиной возникновения «русского синдрома» послужило крепостное право. Все эти пять черт характерны именно для человека с крестьянским мышлением. Так уж получилось, что крепостное право в России просуществовало гораздо дольше и гораздо в больше тяжёлой форме по сравнению со странами Европы. Официальной датой отмены крепостного права является 1861 год, однако на деле крепостничество оставалось и в советском государстве (о чём откровенно говорил Бухарин). Крестьяне в СССР не имели паспортов, не имели права менять место жительства или свободно передвигаться. Таким образом, крестьяне в СССР были собственностью государства, а не дворянства как это было в царской России (хрен редьки не слаще). Однако самое ужасное было то, что положение крепостных в России, по сути, приравнивалось к положению рабов в Европе. Крепостной стоил дешевле породистой собаки, а убийство крепостного было довольно распространённым явлением, несмотря на то, что юридически подобные вещи запрещались (Peter Kolchin, 1987). В отличие от стран Европы у России не было внешних колоний, поэтому не было возможности брать рабов извне (крепостничество обычно заканчивалось тогда, когда власть порабощала другие народы). Наличие рабов позволяло получить дешевую рабочую силу и быстро развить экономику. Для того, чтобы хоть как-то конкурировать с европейскими государствами российская власть за неимением внешних рабов создала рабов из своих же граждан. По сути, крепостные в царской России были рабами, лишенными прав, имущества и свободы. Именно широкое распространение рабского крепостничества и послужило причиной возникновения «русского синдром», то есть, по сути, крестьянского мышления. Именно оно и описывается в русских сказках — ленивый Ваня, который ничего не хочет делать, не желает брать на себя ответственность и ждёт, когда «по щучьему велению» исполнятся все его прихоти. Как Вы думаете, будет ли у крестьянина желание что-либо с энтузиазмом делать, если он знает, что ничего с этого не получит, если он знает, что у него не будет ничего своего (ни дома, ни имущества, ни возможности зарабатывать) ? Именно отсюда возникает апатия (патологическая лень). Этот же механизм срабатывает при реактивной депрессии. Инфантилизм мышления возникает из-за того, что никто не требует с крепостного принятия решений. «Барин придёт и всё сам решит» — так рассуждал простой мужик в царской России. Принятие самостоятельного решения без согласия помещика каралось в то время довольно строго. Именно отсюда и появляется нежелание быть взрослым, нежелание брать на себя ответственность, ведь «всегда есть тот, кто придёт и решит за меня все проблемы». Самостоятельность же наказывается. Этот же механизм встречается и в семьях невротиков, где властный родитель контролирует каждое действие ребенка. Такой ребенок никогда не повзрослеет. Он всегда будет искать «родителя» (в супруге, в собственных детях, в коллегах), который решит за него все проблемы. Наличие «родителя», наличие «барина» даёт ещё одну возможность — возможность найти защиту и кров, возможность спрятаться от проблем этого мира, поэтому такой человек будет обожествлять каждого, кто его защитит, кто его обогреет словно любящий родитель. Так возникает обожествление власти, обожествление более сильного. Такой механизм встречается у социофобов, истероидов, шизоидов и у многих других личностей. Убегание от проблем возникает из-за того, что крепостному приходится делать нелюбимую работу, работу, от которой ему не освободится. И если уж он не может избавиться от этой работы, то, чтобы хоть как-то облегчить своё положение, он затягивает эту работу, откладывает её на потом, ищет возможность перекинуть работу на кого-нибудь другого. Этот же механизм встречается у фобических и депрессивных личностей. Как мы видим, вышеописанные черты могут возникнуть только в феодальном обществе, в котором еще не сформировались черты капитализм, а ведь именно при капитализме появляются первые зачатки мутуализма (я делаю что-то для тебя, потому что ты делаешь что-то для меня), то есть взаимная выгода. На этом строится бизнес. Так как барин забирает у крепостного большую часть его дохода, то крепостной цепляется за свои объедки обоими руками и старается хоть как-то их сохранить. Здесь уже стоит вопрос выживания. Всякий, кто позарится на имущество крепостного, которое ему оставил барин, автоматически попадёт в разряд врагов крепостного и тот будет ревностно защищать свои и без того малые пожитки. Именно эта психология и взращивалась в течение многих веков в царской и в дальнейшем советской России. Люди с крепостным мышлением, неумением преумножать свой доход цеплялись за свои деньги как за спасительный плот, даже если умудрялись каким-то образом приобрести имущество и хорошие деньги. Именно эта крепостническая, феодальная жадность «на грани выживания» и закрепилась в мышлении российского народа. Русский человек не умеет и боится зарабатывать («а вдруг барин накажет»), и цепляется за каждую свою копейку, даже имея миллионные накопления в банке. Так и зародился патологический паразитизм. До тех пор, пока русское население не избавится от своих патологий, вряд стоит надеяться на появление мутуализма в мышлении россиян — на возникновение настоящего капитализма. И именно до тех пор патологическая крестьянская жадность не даст русскому человеку понять, что нужно ценить ближнего своего, не пытаться нажиться за чужой счёт, не пытаться думать только о своей выгоде и вознаграждать мудрых за мудрость их (как и учит Священное Писание) Будем надеяться, что в ближайшем будущем это всё же настанет. Я надеюсь, что теперь Вы будете более внимательно относится к собственной психологии и психологии тех, кто Вас окружает. А вдруг это характерно и для Вас ? Ну что ж, на этом, пожалуй, всё ---- Если Вам понравилась эта статья и Вы хотели бы прочитать новые статьи по этнологии или этнической психиатрии, то пишите, какую тему Вы хотели бы услышать