Это за гранью понимания, но иногда люди стремятся подражать самоубийству, широко освещенному в средствах массовой информации.
В 1774 году читателю было представлено первое издание романа Иоганна Вольфганга Гёте "Страдания юного Вертера" - исповедь о запретной любви, которая стала бестселлером своего времени и отразилась в сердцах читателей всей Европы. Роман стал одним из выдающихся произведений немецкого и европейского сентиментализма и принес его автору мировую известность.
Герой романа молодой Вертер мечтает стать художником. Весь мир для него - источник вдохновения, наслаждения и восхищения. Юный Вертер трепетно и восторженно влюблен в девушку, но она помолвлена с другим. И в это умиротворенное существование пробиваются трещинки сомнения: мир слишком строг и суров, и даже самые светлые чувства разбиваются о преграды... Обуреваемый страстью неразделенной любви, он уходит из жизни, пуская себе в голову пулю.
Роман "Страдания юного Вертера" стал вторым литературным успехом Гете и в некоторой степени был автобиографичным. Не секрет, что поводом для написания "Страданий юного Вертера" послужила несчастная любовь самого Гете к некой Шарлоте Буфф. Они познакомились во время прохождения практики в имперском камеральном суде летом 1772 года. Но Шарлота предпочла писателю другого человека. Лишенный надежды на взаимность Гете впал в черную меланхолию, и вскоре решил, что лишь самоубийство сможет избавить его от мук неразделенной любви. От суицида писателя уберегло лишь то, что он взялся за роман о юном Вертере, наделив юношу собственными чувствами и мыслями, выливая все свои переживания на бумагу.
«Я написал Вертера, чтобы не стать Вертером» — говорил он.
Изложив на бумаге свои душевные терзания, Гете излечился от мрачной идеи самоубийства, но заразил ею умы и души своих молодых читателей. Под влиянием романа Гете, по всей Европе молодые сверстники Вертера, одержимые мыслью о духовной близости с любимым героем, принялись массово сводить счеты с жизнью. Эпидемия самоубийств достигла таких размеров, что в ряде стран опасный роман был запрещен.
Дело дошло до того, что многие современники Гете заявляли, что он пропагандирует пессимизм, слабоволие и самоубийство, как единственно возможный выход из личностного кризиса, что недопустимо. Его просили изменить финал романа на более оптимистичный. И даже предлагали уже готовые варианты окончания романа с более жизнеутверждающими финальными сценами.
Наполеон Бонапарт вообще запретил своим офицерам читать эту книгу во избежание возникновения у них дурных мыслей и поступков, хотя признавался, что перечитывал роман Гете 7 раз.
Сам Гете тоже осознавал печальный эффект его романа, прочитав его лишь однажды после написания. «Я поостерегся это делать вторично, ведь он начинен взрывчаткой! Мне от него становится жутко, и я боюсь снова впасть в то патологическое состояние, из которого он возник» - сказал он.
"Эффект Вертера" — волна массовых подражающих самоубийств, зачастую связанных со смертью знаменитостей или героев какого-либо произведения искусства, если эта смерть стала следствием суицида или другой трагической случайности. Термин введён американским социологом Дэвидом Филлипсом, исследовавшим вспышку в Европе массовых суицидов XVIII века, спровоцированную произведением Гёте "Страдания юного Вертера".
Через 200 лет после выхода скандального произведения Гете, американский социолог Дэвид Филлипс после ряда исследований заключил, что сразу после публикации в средствах массовой информации сообщения о самоубийстве, число совершаемых суицидов резко увеличивается. Причем именно в тех местностях, где этот случай освещался особенно активно и широко. Филипс заявил, что это не что иное, как подражательный суицид, которому подвержены некоторые восприимчивые и не вполне уравновешенные люди, узнав о том, что кто-то свел счеты с жизнью. Такие люди привыкли брать пример с других людей. В особенности они следуют этому, если их жизненная ситуация напоминает жизненную ситуацию человека, покончившего с собой. В самоубийстве они видят решение своих проблем и начинают копировать действия тех, кто на них похож, в данном случае - самоубийц.
И чем подробнее в СМИ освещаются мотивы, обстоятельства и способ ухода какого-то человека из жизни, тем выше число подражательных суицидов.
Более того, после показа в СМИ сюжетов о самоубийцах, значительно возрастает и количество жертв дорожно-транспортных происшествий и других аварий, и именно в тех районах, где освещению в прессе факта самоубийства уделялось особенно много внимания. Причина, по мнению Филлипса проста: транспортом тоже управляют люди, которые смотрят по телевизору новости.
Так работает эффект Вертера.
Не лучше ли нашим журналистам освещать роковые события более сдержанно и сжато, дабы не провоцировать людей на роковой шаг? Не должно быть в СМИ деталей и обстоятельств произошедшего, которые смогут стать для поклонников подробным руководством к действию. Не нужно вести повествование от имени жертвы или акцентировать внимание на половой принадлежности и возрасте самоубийцы, так как по статистике синдром Вертера увеличивает количество самоубийств одного пола и возраста с погибшим.
Но в погоне за рейтингами, славой и деньгами журналисты каналов и передач не учитывают возможные трагические последствия своих репортажей, к сожалению.
Всем спасибо за внимание!
Благодарю за ваши лайки и подписки!
До новых встреч в "Играх Разума"!