Найти в Дзене

ДЕРЕВЯННЫЕ ЦЕРКВИ

ЧАСТЬ2 Ответ с нашей стороны был, в основных чертах, таков: К национальному "золотого фонда" памятников народной архитектуры относим те образцы строительного мастерства, которые подпадают под одну из этих четырех категорий: давность, то есть исключительно счастливые обстоятельства, в которых определенная памятка с XV или XVI столетия сохранилась, хотя была построена с такого неустойчивого материала, как дерево (что легко загнивает или сгорает) характерность общего образа в понимании верности традиционным национальным формам; наличие своеобразных местных компонентов и деталей, которые обогащают формы национальной строительной мастерства; ценные художественные качества памятника архитектуры в целом или только определенных ее частей. Конечно, в одной достопримечательности могут сочетаться две, три, а то и все четыре положительные приметы для определения ее ценной с точки зрения национального. К сожалению, только после двух мировых войн начинаем все серьезнее си ввитися к охране и точного

ЧАСТЬ2

Ответ с нашей стороны был, в основных чертах, таков:

К национальному "золотого фонда" памятников народной архитектуры относим те образцы строительного мастерства, которые подпадают под одну из этих четырех категорий:

давность, то есть исключительно счастливые обстоятельства, в которых определенная памятка с XV или XVI столетия сохранилась, хотя была построена с такого неустойчивого материала, как дерево (что легко загнивает или сгорает)

характерность общего образа в понимании верности традиционным национальным формам;

наличие своеобразных местных компонентов и деталей, которые обогащают формы национальной строительной мастерства;

ценные художественные качества памятника архитектуры в целом или только определенных ее частей.

Конечно, в одной достопримечательности могут сочетаться две, три, а то и все четыре положительные приметы для определения ее ценной с точки зрения национального. К сожалению, только после двух мировых войн начинаем все серьезнее си ввитися к охране и точного учета памятников прошлого.

Просматривая образцы деревянных колоколен, для которых в этой работе представлены главные профили, остановимся на некоторых из них.

Все пять колоколен XVI столетия включаемых в национального фонда не только из-за их давность, но и учитывая ярко выраженную традиционность форм: из с. Потелич года 1502, из г.. Ковеля - года 1505 и из Коломыи - года 1584, а также, принимая во внимание величественную монументальность оборонно-замкового типа двух из них: из Дрогобыча - 1600 года га из с. Радруж -XVI возраста. Каждая из этих памятников интересна своими отдельными компонентами, среди которых особенно поражают нижняя и верхняя части неповторимой Колокольная башни в Радруж.

Нельзя оставить без внимания и целый ряд интересных (давностью, разнообразием и эффектом образа в целом) колоколен XVII века: в Курниках - года 1616, в Дрогобыче - года 1636, в Крехови - в 1638, реставрацию * колокольни в Софии Киевской - года 1651 , в подлеске - года 1655, в Исаях - года 1663, реставрацию - в Киево-Печерской лавре - года 1674, в Тупачах - года 1680, в Старой Соли -с XVII столетия, в Рожанке Важный - с XVII века, в Черткове - с XVII века и в Яворове - также с XVII века. Все это старые памятники этого возраста, разнообразны и привлекательны как архитектурные объекты.

С колоколен XVIII века до национального фонда относим только с особым вниманием отобраны памятники: в с. Подгорцы - из года 1720, что имеет блестящее сочетание традиционной формы с безупречными пропорциями; в с. Прислип - из года 1729 через своеобразный образ с выразительным и изящно элегантным силюетом; в с. Топольница - из года 1730 за оригинальный и большой образ; в с. Ясеница Замковая -с года 1760 по прославленный своими галереи архитектурный образ; в с. Бусовиско - из года 1773 за своеобразно развязан и тонко произведен в деталях, привлекательный для глаз образ; в с. Поздяч - из года 1777, по совершенно необычный, но хорошо созданный образ высокой здания; в с. Большая Горожанка - из года 1790, за интересную развязку верхней части здания; в Каменце Струмиловой - с XVIII века, где также, как и в Ясеницы Замковой, почти целая колокольня охвачена открытым галереи, напоминающие театральные ложи.

Отдельно ставим колокольню XVIII века в селе Ямное как блестяще решения архитектурного сооружения - традиционной и неповторимо оригинальной с изящно художественным силюетом.Заслуживает внимания колокольня в с. Семаковцы с XVIII века, в композиции которой просматривается поиски нового. В XVIII веку было много повторений определенных схем и компонентов, но было и новое, достойное внесения в фонд национальных художественных сокровищ.

-2

В XIX веке также появились колокольни, до сих пор ойни быть зачислены в первостепенных памятников украинской архитектуры. Среди них особенно интересны те, что вносят новые вариянти колоколен, которые в основном представляют национальные черты: простоту форм, добрые пропорции и выразительность образа.

Уже в начале нашего века возникла трехъярусная стройная и оживленная красивыми отверстиями колокольня с полукруглыми завершениями - большими втором и меньше на третьем этаже - в селе Рожанка Вижн с 1804 года. В таком же роде трехъярусная колокольня, но в других пропорциях, в селе Комарники - с 1815 года, с поиском новых форм оконных вырезов нагори.До оригинальной своей устойчивостью общей, распространенной внизу, монументальной формы принадлежат колокольни в с. Репель - с 1826 года, особенно в селе Чуква - с 1854 года. Еще до возникновения последней, которая составляет пережиток сторожевой башни, построена было в селе Труханов в 1830 году изящного силуэта двухэтажное колокольню.

Манящая не только своей простотой и хорошими пропорциями двухэтажное колоколенка в селе Барбивци с XIX века. В ней внесена новая и замечательную с художественной точки зрения удлиненно ромбическую форму четырех столбцов с каждой стороны второго этажа, на которых держится невысокая чотирисхильна пирамидальная кровля.