Найти в Дзене

ДЕРЕВЯННЫЕ ЦЕРКВИ

ЧАСТЬ 1 Ни сельские дома и хозяйственные постройки, ни каменные городские здания не представляют чего-то в такой степени оригинального, разнообразного и своеобразного с точки зрения национального и мирового искусства, как церковные деревянные здания. Заранее надо оговориться, что включение в ту или иную группу памятников архитектуры не может быть абсолютно точным. Основным критерием для распределения образцов архитектуры группами являются общий образ здания в целом, игнорируя, во многих случаях, некоторые совсем второстепенные детали. И это тем более, что часто, например, барочные надстройки и все добавлялись к церковного здания позже, под влиянием нового течения в искусстве и в процессе реставрации или ремонта здания. Нам казалось наиболее рациональным не обременять нашу классификацию никакими осложнениями и подробностями, а только выявить основные характерные черты каждого этапа в развитии основного своеобразного архитектурного образа. При этом надо иметь в виду то, что группы зданий
ЧАСТЬ 1
Ни сельские дома и хозяйственные постройки, ни каменные городские здания не представляют чего-то в такой степени оригинального, разнообразного и своеобразного с точки зрения национального и мирового искусства, как церковные деревянные здания.

Заранее надо оговориться, что включение в ту или иную группу памятников архитектуры не может быть абсолютно точным. Основным критерием для распределения образцов архитектуры группами являются общий образ здания в целом, игнорируя, во многих случаях, некоторые совсем второстепенные детали. И это тем более, что часто, например, барочные надстройки и все добавлялись к церковного здания позже, под влиянием нового течения в искусстве и в процессе реставрации или ремонта здания.

Нам казалось наиболее рациональным не обременять нашу классификацию никакими осложнениями и подробностями, а только выявить основные характерные черты каждого этапа в развитии основного своеобразного архитектурного образа. При этом надо иметь в виду то, что группы зданий в нашей классификации не всегда совпадают с предыдущим. хронологическим представлением памятников архитектуры с целью художественной анализы каждого образца деревянного строительства в частности.

Цель нашей классификации заключается в том, чтобы оценивать в бойковской архитектуре главное с точки зрения искусств, то есть признать в ней проявление мощного средства гармонизации бытия в религиозном аспекте.

В основу деления памятников на группы положены основные архитектурные формы зданий, которые в целом дают психо-эмоциональный образ.

-2

Все разнообразие деревянных бойковских колоколен и церквей условно можно разделить на следующие четыре группы:

архаичные элементарные формы,

частично развитые формы,

многоярусные развитые формы,

различные смешанные формы.

В первую группу - архаичные элементарные формы - включены колокольни и церкви с четырехгранными формами и с простейшими пирамидальными завершениями башен, которые считаются наиболее архаичных.

Эти формы возникли очень давно, наверное, в первые годы после принятия христианства на Украине-Руси в 988 году.

Ко второй группе - частично развитой формы принадлежат колокольни и церкви с несколько усложненной строением башен, или с нарастанием в них ярусов или этажей, или с появлением вместо четырехгранных восьмигранных элементов и восьмигранных пирамидальных завершений (в определенных случаях с появлением ступенчатости, заломов и т.п.).

-3

К третьей группе - многоярусные развитые формы - принадлежат колокольни и церкви с дальнейшим совершенствованием компонентов, таких как опасение, этажи с галереями, увеличена ступенчатая многоярусность и изящно барочные мягко изогнутые переходы-заломы и завершения в виде барочных куполов и головок, увенчанных куполами и орнаментированными крестами .

К этой группе памятников, развитых всего в XVII-XIX веках, принадлежат лучшие образцы бойковской архитектуры, представляющие выше ее достижения в аспекте национального и мирового значення.Саме к этой группе относятся характерные тридильни, тризрубни и завершены тремя многоярусными башнями (до 8 ми ярусов) храмы с пятью живописными ступенчато-пирамидальными башнями.

К четвертой группе - разные смешанные формы - принадлежат колокольни и церкви, формы которых имеют отклонения от охарактеризованных выше образцов, от того основного пути развития, который доказал церковные башни до 8 ярусов и способствовал выработке оригинальных и тончайшее законченных, с художественной точки зрения, храмов.

Среди этих отклонений различаем много нюансов нивелирования трех традиционных срубов, выведенных от земли.

Замечаем объединения четких тридильного розчленувань в обобщенные объемы, в формы, соединенные общими кровлями, в общую форму церкви, основой которой является дом или жилой дом, с приближением такой формы к базилике, часто в два этажа.

В таких храмах нередко остаются только намеки на пропавшую традиционную тризрубнисть с участием ризалитов центрального нефа в форме трех завершений, которые не представляют трех органических увенчанная отдельно выведенных башен, а искусственно надстроенными декоративными формами на обычных чотирисхильних или восьмисхильних кровлях.

Бывают еще и формы церквей, подобные двухэтажных домов с другом маленькой башней, надстроенной на гребне кровли только посередине, или обозначения трех пунктов на гребне кровли (западной конец, ячейка и восточной конец) с помощью одних только трех хрестив.Бувають и формы церквей, скомбинированы из фрагментов обычного дома и целой башни, выведенной от земли, и формы церквей с различными пристройками с севера или юга.

Памятника национального г и мирового значения Во время многочисленных изложений на академических форумах об украинской архитектуре в дереве нам не раз задавали вопрос: какие именно достопримечательности этого искусства считаем имеющие национальное значение, и какие - мировое.