Если режиссеру удается создать хотя бы одну картину, которую впоследствии назовут «культовой» - это бесспорный успех. У Татьяны Лиозновой целая «копилка» таких фильмов
Семья, война, учеба
Родилась Татьяна Михайловна в 1924 году, а потому к началу Великой Отечественной была уже вполне сознательным человеком. Безусловно, война наложила неизгладимую печать, что проявилось и в ее кинематографическом творчестве. Хотя в кино она попала не сразу и далось ей это нелегко.
Проучившись год в авиационном институте, она поняла, что это совершенно не ее направление. И подала документы во ВГИК. Вступительные экзамены он выдержала успешно и как раз попала в тот набор, когда впервые артистов и режиссеров обучали совместно. Но спустя год ее хотели отчислить за «отсутствие надлежащего опыта». К счастью для отечественного кинематографа, Татьяна Михайловна с юности обладала несгибаемым характером и сумела доказать преподавателям свою профпригодность. Вместе с группой других студентов, попавших на отчисление, они поставили спектакль, да такой, что их всех оставили.
Первые шаги в кино
Уже после окончания института трудности в профессии оставались: юную девушку еврейского происхождения быстро уволили с киностудии им. Горького, куда она попала по распределению. Заступиться было некому… Татьяна Михайловна вынуждена была работать швеей, чтобы прокормить себя и маму. Но кино не бросала: работала всем, кем получалось устроиться: осветителем, монтажером и даже давала старт съемкам знаменитой полосатой «хлопушкой». Однако, как и всех талантливых людей, трудности не сломили, а лишь закалили Лиознову.
Впоследствии на съемочной площадке она всегда умела отстоять свое мнение, и ее последним аргументом, снимающим все споры, была фраза: «Поверьте, я знаю кино изнутри!». В 1958 году вышла дебютная картина Татьяны Лиозновой «Память сердца», после которой уже ни у кого не поднималась рука отстранить этого Режиссера от кино.
«Карнавал»
Говорят Эльдар Рязанов честно признавался, что завидует Лиозновой, ведь ей удалось создать комедию, где люди над каждой сценой смеются по пятнадцать минут, да так, что музыки не слышно! Сама же Татьяна Михайловна говорила, что ей этот фильм дорог не этим. «Моя картина про обычную девчонку, которая сама прокладывает себе дорогу. Поверьте, мне это очень хорошо знакомо. Да и вообще, у меня все фильмы так или иначе про меня».
Мама
А в фильме «Карнавал», который был снять в необычном для советского кинематографа жанре – на стыке мелодрамы и мюзикла – Татьяна Михайловна, по ее собственному признанию, показала свои отношения с матерью. «Вот такими были мои отношения с мамой. Вот так она тянулась к отцу, и когда-то они любили друг друга. В «Карнавале» есть два эпизода, где родители Нины вместе хохочут – я их больше всего ценю во всей картине. И что это именно я придумала. Потому что вот этого мне, наверное, и не хватало в жизни – такого простого общения в семье. У нас всех мужчин, в том числе папу, забрала война, остались одни бабы, и этого житейского счастья, когда вся семья вместе, я была лишена».
Татьяна Михайловна очень любила маму, всю жизнь они прожили вместе. И даже режиссером, по признанию самой Лиозновой, она решила стать благодаря матери: когда увидела, как та смотрит в телевизор – восторженным детским взглядом, ожидающим чуда.
Понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, ваш лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить еще больше интересного в будущем. Заранее спасибо!