Цикл рассказов о битве с фашистами в суровые годы войны на южных подступах к Москве, за город оружейников Тулу.
За годы первых пятилеток на тульской земле были воздвигнуты такие крупные промышленные объекты, как Новотульский металлургический комбинат, Сталиногорский и Алексинский химкомбинаты, Новотульский завод, построены мощные ГРЭС, десятки новых шахт, коренным образом реконструированы оборонные и другие заводы. К 1939 году добыча угля в Подмосковном бассейне, расположенном на территории Тульской области, возросла по сравнению с 1913 годом в 25 раз, добыча железной руды –– в 18,4 раза, выпуск чугуна – более чем в 12 раз. Преображался и облик города. Жилые дома, школы, лечебные учреждения, высшие учебные заведения, техникумы, областной краеведческий музей вырастали на наших глазах.
Все это позволило В. Г. Жаворонкову заявить с трибуны XVIII съезда партии: «Тула, в прошлом, до революции, самоварная, кустарная, с низким уровнем развития сельского хозяйства, превратилась в область металла, угля, в область, производящую в большом количестве электроэнергию».
Год от года повышался не только материальный, но и культурный уровень советских людей. Жить становилось лучше, веселее…
В 1940 году в соответствии с решениями XVIII съезда был принят ряд документов, в которых особое внимание уделялось тульским оборонным заводам. В обкоме и горкоме партии были созданы отделы оборонной промышленности, в райкомах – военные отделы. Центральный Комитет осуществлял непосредственное руководство работой партийных организаций крупных оборонных предприятий через назначаемых на них парторгов. Были введены должности секретарей обкома и горкома партии по оборонной и другим отраслям промышленности.
Тульскую городскую и областную партийную организации в тот период возглавлял В. Г. Жаворонков – сын крестьянина–бедняка. В 1928 году комсомольская организация
направила его на учебу, и он успешно окончил рабфак, а затем Московский горный институт. В том же году Жаворонков вступил в члены большевистской партии. В 1938 году он был секретарем Ленинского РК ВКП(б) г. Москвы, откуда ЦК партии направил Василия Гавриловича в Тулу, и на областной партийной конференции в июле 1938 года он был избран первым секретарем Тульского обкома партии. Инженер по образованию, опытный партийный работник, В. Г. Жаворонков обладал незаурядными организаторскими способностями.
Впервые судьба свела меня с Василием Гавриловичем в августе 1938 года, в День авиации, на аэродроме Тульского аэроклуба. Я в то время работал комиссаром авиации Осоавиахима Тульской области. После авиационного праздника на летном поле собрались руководители областной и городской партийных организаций. Неожиданно подозвали меня.
– Ну давай, рассказывай, показывай! – пожимая мне руку, как добрый старый знакомый, сказал Василий Гаврилович после того, как меня ему представили. Он был одет в гимнастерку цвета хаки, галифе и сапоги, подпоясан широким ремнем. Высокий и широкоплечий, в этом костюме он не выглядел громоздким.
Мы зашагали по примятой, слегка пожелтевшей траве в ту сторону, где выстроились учебные самолеты «У‑2», «УТ‑2», «УТ‑1». Я не знал, с чего начинать, так как, по правде сказать, немного оробел. Василий Гаврилович меня – выручил:
Как, летчики все такие, что летали сегодня, или вы показали только лучших?
– Летчики у нас все хорошие, – уверенно ответил я. – Другие тоже не подкачают.
Пока мы шли, я успел ему рассказать, что в аэроклубы приняты молодые рабочие с оружейного и патронного заводов, что они увлечены лётным делом, занимаются после работы и, несмотря на усталость, никогда не пропускают учебу. Да и самолеты у нас неплохие.
Когда мы приблизились к группе пилотов, к нам подошел начальник штаба Майоров и стал докладывать мне, чем занят личный состав. Я показал, чтобы он обращался к секретарю обкома. В. Г. Жаворонков тепло поздоровался, поблагодарил за парад, пожелал дальнейших успехов. Потом он долго беседовал с летчиками, осматривал технику. На прощание сказал:
– Доброе вы делаете дело. Наши аэроклубы еще себя покажут. Так держать!
Вскоре я встретился с В. Г. Жаворонковым вторично, но по другому поводу. В горкоме партии и в комсомольской организации Тулы встал вопрос об избрании меня секретарем горкома комсомола. На предварительных беседах я отказывался, ссылаясь на то, что эта работа для меня новая и мне будет трудно. Тогда меня вызвал Василий Гаврилович.
– Аэроклуб – это хорошо! Но ведь ты будешь вожаком молодых оружейников Тулы. Ты сам туляк. Что ж, нам просить ЦК комсомола прислать человека из другой области?
С его доводами нельзя было не согласиться. Комсомольская организация города избрала меня секретарем. В то время в Туле насчитывалось около 30 тысяч комсомольцев, которые входили в состав пяти районных организаций (Центральной, Привокзальной, Зареченской, Пролетарской и Заводской). В 1939 году Заводской райком был упразднен.
Хроника уникальная и написана от первого лица без искажений и цензуры. Ставте лайки и подписывайтесь.