Наступление на высоту началось на рассвете. Собственно, рассвет в Карелии летом понятие относительное. Почти все сутки светло. В то утро «катюши» дали мощный залп по вражеским позициям (реактивные минометы только что прибыли к нам. Их огонь ошеломил гитлеровцев. Заговорили орудия всех калибров. Как водится, вслед за артиллерийским валом вперед пошли пехотинцы.
Враг оказал упорное сопротивление. Бой продолжался два дня. Наши воины проявили чудеса героизма и храбрости и победили. Особенно отличилась отделения сержанта Тюрики, карела по национальности. Высоту потом назвали его именем.
Секретарь редакции И. Сорин вместе с рядовым Андреем Колесниковым находился в это время в батальоне. До войны Андрей Колесников был ассистентом кинооператора в Алма-Ате. Попав в нашу дивизию, служил в штабе. Мы попросили командира дивизии прикомандировать его к редакции с тем, чтобы он делал для газеты снимки. Андрей фотографировал лучших снайперов, разведчиков, саперов. Снял он и отличившихся в этом бою. Клише изготовили в типографии газеты «В бой за Родину», которую возглавлял наш земляк Василий Фесько.
Появление снимков сослуживцев повысило у бойцов и командиров интерес к газете.
Оперативно и самоотверженно работал весь коллектив редакции и типографии.
Мы делали все, чтобы газета выходила вовремя, была содержательной, интересной и вдохновляла воинов на ратные подвиги.
Обстановка на фронте, задачи, которые стояли перед дивизией, определяли наши редакционные планы.
В те дни соединение, занимая полосу обороны на широком фронте, не только крепко удерживало свои рубежи, но и изматывало противника активными действиями.
Большое внимание газета уделяла разведке, в условиях Карельского фронта имевшей особое значение, Труднопроходимые болота, озера, сопки и высоты, леса. Ко всему, что создано природой, гитлеровцы добавились мощные укрепления, проволочные заграждения и минные поля, пристреляли местность. И все же наши воины преодолевали все эти препятствия. В разведку подбирались люди сноровистые, находчивые, сильные и смелые.
В очерках, корреспонденциях, статьях газета рассказывала о находчивости, выносливости, мужестве разведчиков, на конкретных примерах учила, как надо действовать.
Приведу лишь один пример в подтверждение этого. В одном из полков группу разведчиков возглавлял сержант Трепов. Это был опытный командир. Ему поручались самые ответственные задания. Он ходил в глубокий тыл противника и неизменно приносил необходимые командованию сведения. Когда из очередного поиска он привел «языка», я попросил его рассказать о своих походах в тыл врага, поделиться опытом. Трепов отказывался.
- Не мастак я писать, мое дело - разведка.
Засели мы с ним в землянке и вместе подготовили обстоятельную корреспонденцию. Она заняла в газете целую полосу. Были помещены и фотографии отличившихся разведчиков. Номер газеты был, как говорят, нарасхват. Солдаты посылали вырезки из газеты со своей фотографией домой, родным и близким. Сержант Трепов стал активным нашим военкором. Вскоре он уехал на курсы лейтенантов.
Наш земляк, бывший рабочий из Бобруйска, красноармеец Карзубов также служил в разведке. Во время походов в тыл врага проявлял исключительную находчивость и отвагу. В землянку редакции он иногда заходил к своему боевому другу наборщику Владимиру Мальцеву, рассказывал о походах, подвигах товарищей. Мальцев расспрашивал, интересовался подробностями. И вот однажды он обратился ко мне:
- Вы обещали мне отпустить в разведроту, как только я подготовлю наборщика. Сами знаете, Саша Моряков хорошо работает.
- Что ж, раз обещал - слово сдержу. Подавай рапорт.
И Владимир Мальцев вернулся в свою роту. Действовал он в разведке отважно и смело, был награжден.
Писали мы о бывалом разведчике, бывшем студенте Белорусского государственного университета Лазаре Karaне. Он много раз возглавлял походы разведывательных групп в тыл врага. Лазарь Каган начинал войну в звании сержанта, а закончил полковником.
Умелая разведка обеспечивала успех наступлению.
Дивизия успешно продвигалась вперед, преодолевая яростное сопротивление гитлеровцев. Наступательный порыв бойцов и командиров был неудержим. Вместе с воинами других частей и соединений овладели городами Медвежьегорск, Кондопога, Петрозаводск. Советская Карелия была освобождена!
Фронтовая жизнь многому нас научила, окреп наш опыт. Работу журналистов дивизионки заметили и оценили по достоинству. Николая Пузикова назначили редактором другой дивизионной газеты, а затем заместителем редактора армейской газеты, Юрия Шарапова забрали в армейскую газету «Боевой путь». Меня в августе 1943 года назначили инструктором по печати политуправления Карельского фронта. В газету пришли новые работники. Они продолжали боевые традиции, приобретенные за первые годы войны.