Объектами процессов глобализации являются не только крупные предприятия.
Многие малые и средние предприятия постоянно расширяют географию ведения бизнеса на международном уровне и успешно работают на мировом рынке.
Более мелкие компании все активнее участвуют в международном разделении труда, специализируясь на производстве компонентов, заключая соглашения о сотрудничестве с крупными транснациональными корпорациями.
Рост себестоимости производства вынуждает мелкие производители ищут наиболее благоприятные регионы для размещения своих производственных мощностей.
Если посмотреть на окружающий экономический мир, то мы увидим, что малый бизнес занимает лидирующие позиции во всех развитых национальных экономиках, делает их принципиально важной чертой.
Предпринимательская среда стран Центральной и Восточной Европы, вступивших на путь рыночных реформ, развивается в том же направлении.
Глобальная либерализация международной торговли и торговли в рамках ВТО имеет большое значение для активизации экзогенизации МСП, ведущей к снижению затрат на внешнеторговые операции и позволяющей малым предприятиям, которые обычно имеют ограниченный доступ к инвестиционному капиталу и более уязвимы для торговых барьеров, стать глобальными игроками.
Кроме того, ВТО помогает предприятиям в защите прав объектов интеллектуальной собственности, таких как патенты и товарные марки.
Это особенно важно для малых предприятий, которые не владеют достаточными ресурсами для обеспечения такой защиты.
Деятельность ВТО также направлена на унификацию стандартов продукции, разработку единой рациональной системы стандартизации, принятой во всех странах, отвечающей интересам национальных компаний, в том числе малых и средних.
Среди последних тенденций в международной деятельности малого бизнеса можно выделить растущий процесс приграничного сотрудничества.
Транснациональное внутрифирменное сотрудничество в форме совместных предприятий, лицензирования, субподряда, франчайзинга, маркетинга, производства и технологических соглашений увеличилось только в первой половине 1990-х годов с 1760 года до 4600.
В то же время стратегическое партнерство в области исследований и разработок увеличилось с 3% от общего числа контрактов, заключенных в 1989 г. до 13% в 1995 г. в автомобильной промышленности.
В сфере информационных технологий на постсоветском пространстве в 1984-1994 гг. заключено 294 стратегических соглашения (11,3% от общего числа договоров между странами с переходной экономикой и развивающимися странами), что привело к повышению конкурентоспособности компании.
Еще одна заметная тенденция в международной деятельности МСП служит для расширения использования электронной коммерции.
Согласно данным экспертов ЮНКТАД, ее размер достигнет 300 млрд. долл. США в 2002 году, нa 2005 год она будет составлять до 25% от общего объема мировой торговли.
Ожидается, что в течение следующих пятнадцати лет (2000-2015 годы) темпы торговли КС-КП между предприятиями и потребителями будут выше, чем темпы традиционной торговли.
По прогнозам западных аналитиков, электронная коммерция B2B в странах Азии вырастет с 2 млрд. долларов в 1999 году до 32,6 млрд. долларов в 2003 году.
В сфере услуг электронная коммерция может стать источником международной конкурентоспособности для малых предприятий в переходной экономике и развивающихся странах не только в традиционных секторах услуг (туризм, транспорт и т.д.), но и по отношению к более сложным (издательская деятельность, дизайн), их видам с высокой добавленной стоимостью.
Для малого бизнеса это открывает новые возможности и большие перспективы на мировых рынках (например, участие в международных тендерах по распределению государственных закупок), а также создает новые риски, связанные с маргинализацией, в частности для стран с недостаточно развитой телекоммуникационной инфраструктурой или высокой стоимостью подключения к сетям связи общего пользования и Интернету.
Разумеется, международное функционирование малого бизнеса различается.
Это зависит от региона, находящегося под влиянием культурных факторов отдельных стран, особенностей географического и демографического характера.
Описывая североамериканский регион, Соединенные Штаты Америки, можно отметить, что малый бизнес выполняет роль генератора экономического роста страны.
Малые предприятия обеспечивает большую часть рабочих мест.
Да, с 1992 года за счет малого бизнеса количество рабочих мест увеличилось на 20 млн. человек.
Приблизительно 25 млн. мелких компаний страны занимают 99,7 % общего количества работодателей, на них работает 53 % занятых в приватном секторе.
Вклад американских МСП в валовый внутренний продукт достигает приблизительно 50%, а их доля в создании технологических инноваций - 55%.