Статьи, посвященные «Рафалям», Су 30 МКИ, равно как и их продолжение («Индия: Rafale вместо Су 30 МКИ, как приговор», «Ответ на критику к статье: “Индия: Rafale вместо Су 30 МКИ, как приговор”» «Пророчество академика Раушенбаха…» – все их без труда можно найти в моем блоге), вызвали активный отклик читателей.
Значительная часть комментов оказалась заточена на тезис: индийцы, мол, сами ничего не умеют и самолеты терпят аварии именно их сборки, и вообще «Рафали» никак не связаны с нашими Су 30 МКИ и призваны заменить «Миражи».
Ну, во-первых, изначально «Рафали» должны были заменить МиГ-21. Причем здесь «Миражи»? Уж скоро двадцать лет как индийцы объявили соответствующий конкурс. А дальше…
А дальше я, с позволения читателей, не буду утомлять их рассказами о перипетиях, связанных с заключением сделки. Да, индийцы пытались выторговать себе преференций побольше, аж капризничали порою. Но кто ведет себя иначе? Мы? Ну да, без особых капризов продали китайцам, что авиационные, что космические технологии по дешевке. Молодцы? В конце концов политика – это искусство возможного, так? Вот индийцы и блюдут, так сказать, свою выгоду. Кстати, особенно ярко это проявилось в истории с FGFA – проектом, который заслуживает отдельного разговора.
Кроме того, не очень понятен упрек в том, что сравнивать «Рафали» и Су 30 МКИ неверно. А я разве сравнивал? Речь-то шла не об этом: Нью-Дели выбирал именно между двумя этими самолетами. Мы ждали, что выберут наш, хотя бы из-за стоимости. Выбрали не наш, причем – да, возможно по причинам, далеким от боевых характеристик двух самолетов.
Кстати, индийцы хотели и технологии получить и чтобы сборка «Рафалей» осуществлялась у них. Французы отказались. Хотя изначально такая договоренность вроде как была достигнута. То есть планировалось, что часть самолетов начнут собирать в Индии по лицензии.
Однако Dassault вполне разумно завила, что никакой ответственности за качество собранных машин нести не собирается. В конце концов вместо 126 «Рафалей» индийцы купили 36-ть, но собранных во Франции. Что ж, проследим как у них теперь будут обстоять дела с аварийностью. Летать-то будут индийские пилоты.
Что касается Су-30 МКИ, то, как известно, компания компании Hindustan Aeronautics владеет правами на их лицензионное производство до 2020 года, и, поговаривают, соответствующий контракт не будет продлен. Слишком, как индийцы считают, дорого обходится им лицензионное производство наших машин.
В отношение последнего предложения: предвижу едкие комментарии: «Ну-да, ну-да, аффтар, а “Рафали” им дешевле обойдутся». Но, как видим, эти машины вообще в Индии собирать не будут. И я почти уверен, что пройдет немного времени и индийцы вновь вернутся к Су-30 МКИ. Все-таки экономический фактор должен перевесить все остальные.
Ну и еще про качество самолетов и, якобы, индийцев-неумех. Это спорное утверждение. Во-первых, индийские ученые востребованы в тех же США, и на современном этапе индийские граждане занимают первое место по количеству полученных временных виз H-1B для высококвалифицированных работников. Это о чем-то говорит. Или гляньте, кто является главой корпорации Microsoft и Adobe. В США также полно айтишников-индийцев, что в общем-то не является секретом.
Но есть другая сторона медали: неизжитая, де-факто, кастовая система в стране, ее перенаселенность, и вот прямое следствие – огромная масса неквалифицированной рабочей силы, которую просто невозможно обучить, но необходимо трудоустроить. Попадают ли такие рабочие и на авиационные заводы, наши самолеты собирать? Не знаю…
Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал
Игорь Ходаков