Найти тему
Память подвига

Память зовет!

https://www.pinterest.ru/pin/198510296047537409/?nic=1
https://www.pinterest.ru/pin/198510296047537409/?nic=1

С Белорусским Полесьем, в частности и с Пинcком, у меня связаны многие памятные события минувшей войны. Поэтому нетрудно представить, с каким волнением принял приглашение на торжества, посвященные освобождению Минска от фашистских захватчиков.

Сборы были недолги. Беру с собой старые фронтовые фотографии, вырезки из газет, - все это надо показать, раздать товарищам; созваниваюсь с попутчиками чуть свет и отправляюсь в аэропорт.

К минчанам, участникам боев за Полесье, присоединяются врач из Архангельска, юрист из Москвы, полковник-артиллерист из Одессы, таксист из Еревана. Знакомлюсь. По орденам и медалям, по памятным значком на груди ветеранов легко отличить среди отъезжающих и провожающих, а все остальное уже просто - никто так быстро не находит между собой общий язык, как однополчане.

Зачем фамилия? - крепко жмет руку щупленький смуглый чабан из Кировабада, в прошлом солдат 55-й Иркутско-Пинской дивизии, вся грудь орденах. - Зови Аскер, красный армеец. Мне отец имя такое дал - Аскер...

На борту самолета новые встречи, приветствия, расспросы. - Скажите, а генерал Макаров будет?... - Вы, товарищ полковник, кажется, из Одессы? Об Артеменко, дважды Герое Советского Союза, что-нибудь слышали? - Не только слышал, горсть земли города-героя от него везу. - А сам Степан Елизарович не приедет? - Увы, старые раны. Только что перенес тяжелую операцию...

Самолет идет в густых белых облаках, то легонько подрагивая, точно силясь стряхнуть с себя серую муть, то вдруг проваливаясь в воздушные ямы. Лишь временами, когда кудель облаков обрывается, внизу виднеется земля. Зеленый разлив лесов и болот. Оловянные блюдечки озер. Селения, прилепившиеся к берегам рек. Прямые, как стрелы, автострады и рыжие змейки проселков. Вспоминается осень 1943 года. Еще на подступах к Белоруссии каждый из нас представлял ее себе по-своему и, конечно же, встречи с нею ждал с волнением. Школьные учебники, довоенные фильмы, газетные публикации — это одно, хотелось своими глазами увидеть, какая она в действительности пригожая и певучая, многострадальная и непокоренная Белая Русь.

Случилось, однако, так, что, не окажись на переправе через безымянный лесной ручей плаката, по всей вероятности выставленного ушедшими вперед разведчиками, мы так и не заметили бы, что ступили на белорусскую землю. Те же пепелища сожженных захватчиками селений, которые освобождали наши солдаты под Орлом и Брянском. Голые поля. Разбитые мосты и дороги. Та же неизгладимая печать пережитого на лицах людей, какую мы видели на всем пути от Курской дуги.

С плаката, окрашенного багровым пламенем боя, красивая девушка с распущенными по плечам русыми косами и лицом, полным страдания и надежды, простирала руки навстречу братьям, идущим из России, и взывала: «Боец, освободи свою Беларусь!»

Солдаты молча посматривали на нее, поправляли на плечах походное снаряжение, перекидывали автоматы и одной запотевшей ладони в другую и прибавляли шаг. Белоруссия сражалась и ждала избавления от ненавистных оккупантов. И точно так же, как полевые рации наступающих соединений торопили пехотинцев, артиллеристов, танкистов: "Вперед! Вперед!", как плакаты на фронтовых дорогах побуждали бойцов прибавить шаг, дивизионные, армейские, фронтовые газеты броским словом, страстным боевым призывом обращались к войскам: «Вперед, вперед, на запад! Настал час очистить от фашистской нечисти белорусскую землю!"

Газета 63-й армии «За Отечество» в те дни, обращаясь к воинам-освободителям, писала: " Много сотен километров уже пройдено за четыре месяца наступления от Курской дуги. Много боев дано врагу. Много побед добыто храбростью наших воинов, силой нашего оружия. На Соже враг предпринял еще одну попытку удержаться во что бы то ни стало. Тщетно! Могучим ударом он выбит с правобережья. Мы идем по освобожденной от захватчиков белорусской земле !" И как бы в подтверждение этого сообщала о следующем боевом эпизоде.

Стрелковый полк под командованием подполковника Андрея Макарова, наступая на фланге дивизии, вышел к реке Сож несколько раньше соседа справа. Прежде чем форсировать реку на своем участке, Макаров решил выслать разведчиков вверх по течению Сожа с задачей установить связь с соседом и определить силу противника на правобережье. Вернувшись, разведчики доложили, что ни соседа, ни противника на рубеже населенных пунктов Юрковичи и Новоселки не обнаружили. Тогда Макаров незамедлительно направил туда два батальона и под покровом ночи без единого выстрела форсировал реку.

К утру гитлеровцы разобрались в обстановке, подтянули свежие силы и попытались отбросить батальоны за Сож. Но было уже поздно. Пока полк Макарова одну за другой отражал семь яростных атак врага, на занятый плацдарм переправились наши главные силы...

Писать о таких инициативных, продуманных, тактически зрелых решениях было почетно и необходимо - чтобы учить войска на примере лучших, звать их к новым победам, равнять бойцов на подвиги героев. И газетчики нередко буквально сбивались с ног, сутками работали без устали...

Продолжение следует...