В подростковый период дети все глубже уходят в себя. У них появляются комплексы и обостряется чувство боязни сделать ошибку. Чем отвечать при всех неправильно, лучше промолчать. Но в школе есть предметы «разговорного жанра». Например английский, литература, часто история, где учат говорить, рассуждать и мыслить. Но что-то сказать, тем более перекричать тех, кто беззаботно несет что попало, совсем не переживая о содержании, невероятно трудно. А молчание оберется плохой оценкой или недоработкой материала. Как же быть?
Я, как интроверт со стажем, могу поделится своими способами преодоления этого периода.
1) Ничто так не придает уверенности в ответе, как знание материала. К таким урокам надо готовится. Иногда, чтобы быть увереннее нужно заглянуть на тему вперед. Предупрежден о чем пойдет речь – значит вооружен.
2) Если есть возможность – сесть в первые ряды. Так не придется перекрикивать более шустрых и говорливых, чтобы быть услышанным.
3) Начинать говорить, когда встретился с преподавателем взглядом.
4) Иногда есть смысл подсесть к тем, кто активно работает на уроке – они привлекут внимание учителя в нужную сторону. Или сами начнут дискуссию, которую можно продолжить.
5) Отвечать первым. Да! Это дает шикарное преимущество. Ведь первый может сказать самые очевидные вещи и быть прав. Другим же приходится думать, чтобы сказать то, чего еще не отвечали. Тяжелее всех тем, кто молчал до конца. Их обязательно спросят т.к. еще не спрашивали, а вот сказать уже нечего.
6) Посмотреть на ошибки других. На них никто не обращает внимания. Даже самые смешные ошибки довольно быстро забываются. Ну или придумать на них какую-то свою реакцию, вроде закатить глаза, поджать губы с видом: «Это оно само».
Не обязательно всем быть болтунами и уметь «заполнять эфир». Сегодня молчуны не менее успешны. Но им нужно помочь не провалиться в это состояние глубоко. Говорить много – не всем дано, но молчать – тоже крайняя степень. Надо убедить ребенка, что говорить четко и по делу – тоже ценное качество. Что это его индивидуальность, а не недостаток.