Найти тему
ПРОЕКЦИЯ

Интимные отношения между фотографом и миром

«Важно не то, как фотограф смотрит на мир. Важны интимные отношения между фотографом и миром», — этой фразой Антуана д’Агаты (Antoine d'Agata) начинается представление французского фотографа на сайте агентства Magnum, членом которого он является с 2004 года.

Фото из коллаборации YANG LI и фотографа Антуана д'Агата (Antonie d'Agata)
Фото из коллаборации YANG LI и фотографа Антуана д'Агата (Antonie d'Agata)

Антуан д’Агата родился в 1961 году во Франции. В 1983 он покидает родину на целых 10 лет. Сначала едет в Африку, потом в Америку. В Нью-Йорке посещает курсы в Международном центре фотографии (International Center of Photography), где среди его учителей были такие легендарные художники как Ларри Кларк, исследующий «темные стороны жизни подростков», и Нан Голдин, фокусирующая свое внимание на темах гендера и сексуальности.

Антуан — автор многих фотокниг: «De Mala Muerte» и «Mala Noche: A Dark and Immersive Experience» — вышли в свет в 1998 году, за третью книгу — «Hometown» — в 2001 г. он получил Niépce Prize; далее — «Vortex» и «Insomnia»- в 2003 г., «Stigma» — в 2004 г. и знаменитая «Manifeste» в 2005 году. В работе «Mala Noche» д’Агата показывает сцены из жизни бездомных, алкоголиков, наркоманов, проституток — снимки самого дна Мексики, Эквадора, Гватемалы. Это был, по его словам, опыт «полного погружения в темные стороны жизни». Д’Агата — один из самых тяжелых и отчаянных фотографов и мрачный «чорановский» взгляд на действительность — это его натура и его честность перед собой. Он все время перемещается по миру, нигде не живя постоянно.

«Too Much, But Not Enough» (2018 г.) — недавний проект в коллаборации с дизайнером Янгом Ли. Д’Агата и Янг Ли затеяли серию социальных портретов современных китаянок в рамках рекламной кампании коллекции дизайнера. Сын партийного китайского функционера, Янг родился в Пекине, вырос в Австралии, учился в Лондоне, в Central Saint Martins, и, высказываясь на эстетические и политические темы, делает не только моду, но и шоу с такими музыкантами как Майкл Джира и Бликса Баргельд. В своих работах он соединяет панк, восток, барокко и современные технологии. Д’Агата привлек Янга своим бескомпромиссным подходом и сосредоточенностью на темах страсти, секса, насилия.

Своих героинь для этого проекта художники находили в барах и других местах, где обыкновенно и знакомятся мужчины с женщинами; из 300 моделей было отобрано 60. Женщины были разного возраста, комплекции и не имели опыта позирования. По словам Ли, на съемку одной модели уходил день, а иногда даже два. Проект длился несколько месяцев. Женщины были настолько эмоциональны, что, рассказывая о своей судьбе, даже рыдали. Д’Агата выслушивал исповеди и это был, по описаниям дизайнера, скорее акт психологического освобождения и раскрепощения, нечто гораздо большее, нежели модная фотосессия. Результатом коллаборации стал коллективный портрет современной китаянки. Предполагается, после показов и выставок выйдет книга – документация проекта.

Еще одна интересная коллаборация — марка Helmut Lang и Борис Михайлов в проекте «Seen by: The Artist Series».

Коллекция Helmut Lang x Boris Mikhailov, Фото: gr8.jp
Коллекция Helmut Lang x Boris Mikhailov, Фото: gr8.jp

Хельмут Ланг — австрийский дизайнер того самого изысканного буржуазного толка, который царил последние десятилетия — изящество форм, первоклассное качество, минимализм и комфорт! «Меня сколько угодно могут называть бездушным минималистом, несмотря на сложные элементы конструкции моих вещей. Я же считаю себя максималистом, потому что всегда стремлюсь дать человеку, который выбрал Helmut Lang, больше возможностей для самовыражения. Одежда должна подчеркивать и открывать вас, но ни в коем случае не загромождать вашу личность», – говорил модельер. Свой бренд Helmut Lang основал в 1986 году, а в 2005 неожиданно ушел из мира моды и посвятил себя современному искусству.

Борис Михайлов, из серии Look at me, I look at water
Борис Михайлов, из серии Look at me, I look at water

Борис Михайлов – всемирно известный фотограф из Харькова, автор объемной серии из почти 500 снимков о распаде СССР. Вряд ли возможно получить эстетическое удовольствие разглядывая картинки из «Истории болезни»; все эти схождения в круги умирающей империи, выставленные на обозрение телесные язвы позирующих за мзду в доллар бездомных вызывают боль, сострадание, ужас и брезгливость и очень далеки от клишированной красоты. И вот в 2017 году возрождающаяся марка Helmut Lang выпускает коллекцию белоснежных футболок с принтами фотографий Бориса Михайлова из другой еще более шокирующей серии – «Посмотри на меня, я смотрю на воду». Это тоже история из 90-х, но ее тема – смещение моральных, этических, сексуальных ориентиров. Ненормальный и травмированный мир, где герой – насильник и жертва.

Неужели в этом обращении модного и респектабельного бренда к провокационному и концептуальному искусству нет ничего кроме механического соединения важных в искусстве имен?

Борис Михайлов, из серии Look at me, I look at water
Борис Михайлов, из серии Look at me, I look at water

Третья история — обращение Джуна Такахаши, крестного отца японской уличной моды к творчеству современной американской художницы Синди Шерман. «We Make Noise, not Clothes» («Мы делаем шум, а не одежду»), — таков девиз бренда Undercover, основанного модельером.

Джун Такахаши и Синди Шерман
Джун Такахаши и Синди Шерман

Такахаши сделал женскую коллекцию весна-лето 2018 и также мужскую коллекцию весна-лето 2020 с использованием изображений из серии «Untitled Film Stills» (созданных с 1977 по 1980 гг) Шерман. Джун объясняет сотрудничество пиететом перед классикой и личностью художницы. Синди Шерман в своих постановочных автопортретах использует костюмы и макияж, чтобы преобразовать свое тело и шагнуть в жизнь других женщин, создавая вымышленных персонажей.

Из коллекции UNDERCOVER, Cindy Sherman, Фото: svmoscow.com
Из коллекции UNDERCOVER, Cindy Sherman, Фото: svmoscow.com

Таких историй становится все больше: когда одежда и фотография дают в сумме нечто третье, соединение временного (одежда) и желающего это время преодолеть (фотография), документального и вымышленного, соединение потенциалов с разной социальной функцией.

Радикальная фотография выходит из мира галерей и со страниц дорогих фотокниг в демократичный мир, где увидеть ее и рассмотреть может любой неподкованный в фотоискусстве обыватель. «Носимое» искусство, как объясняют очень модные ребята, владельцы шведского бренда Limitato — это возможность купить настоящее современное искусство по демократичной цене. Их футболки с принтами снабжены автографами авторов и по качеству печати не отличаются от оригиналов.

Из коллекции UNDERCOVER, Cindy Sherman. Фото: www.anothermanmag.com
Из коллекции UNDERCOVER, Cindy Sherman. Фото: www.anothermanmag.com

Мода и фотография на протяжении всей истории шли под руку друг с другом, но сегодня фэшн индустрия обращается к радикальным социальным, политическим, моральным высказываниям. Борис Михайлов и Антуан Д’Агата пришли на смену Хельмуту Ньютону и Жанлу Сьеффу.

Текст: Михаил Борисов

Редактор: Ирина Ленькова

Чтобы узнать больше об искусстве, фотографии и Синди Шерман, прочитайте эти материалы:

Чем автопортрет отличается от сэлфи?

Краткая история портретной фотографии

Фотография дня: улыбаемся чаще

Когда твой взгляд принадлежит другим

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.