(по мотивам изречений преп. Иоанна Лествичника о гневе)
Три монаха были направлены настоятелем обители в ближайший, не ближний город, на рынок. Продать там сплетенные братией корзины и украшения и принести в обитель средства для восстановления ее.
Все шло хорошо. Люди охотно приобретали у монахов корзины и украшения. А те молились, чтобы оберег их Господь от напастей стяжательства, тщеславия и гордыни. Миловал их Бог и благословение настоятеля было с ними.
Уже в завершении, когда почти все корзины были проданы, подходит к ним человек один, гневливый и очень раздражительный.
Раздражала его современная жизнь и политика, раздражал рынок с его ценами, раздражали вот эти три монаха .
А как бывает у гневливых: чем безропотней оппонент, тем больше хочется над ним поиздеваться, проверить его на ропот, ущипнуть и оскорбить. Уж не дьявол ли сам и бесы его нашептывают это гневливым?
И вот всю злобу на жизнь, политику, рынок, вымещает он на монахов, и никак не остановится, вскипятился весь котлом неистовым. И оскорбляет, и лентяями дармоедами называет, и все их рукоделие барахлом гнилым зовет, и еще пинка дать норовит.
Ничего не ответили обидчику монахи, кроме мирного: "Спаси, Господи!". Собрали остаток корзин и украшений, вырученные деньги и удалились.
Ненавистник их только кричал им вслед, уже вдогонку, и по ходу называл трусами.
Удалились монахи, не ответя. И вроде бы все.
Но что было в душе, Царице Божьей, их?
Первый, имея в душе возмущение, не стал поддаваться ему, стерпел брань, ничего не ответив обидчику. Сказав лишь: "Спаси, Господи"
Второй стерпел и поблагодарил за это Господа, но и про обидчика не забыл, воздаяние обидчику пожелал:
«Благодарю, Господи, что не оставил меня и усмирил. Но неужели Ты Сам не накажешь этого человека?».
Третий же, в душе своей, не о себе и обиде своей думал и помнил, а слезно молился за обидчика:
"Господь, обереги душу его заблудшую
и помоги ему. Ведь хороший человек, а нехорошим злом одержим. Избави душу его от исчадия адского, Господь Милостивый, и пощади".
С тем в душе и вернулись в обитель те три монаха.
Мораль проста.
Человек тот гневливый может лишь искушает и испытывает других, будучи сам нечист?
А три монаха эти - просто стерпевший, мздовоздающий или молящийся за ближнего - не три ли ступени стяжания добродетели
Божьей в душе каждого из нас?
Понравилось - ставьте лайки, подписывайтесь на канал.
С добром и уважением к Вам,
Игорь Орлов