Найти тему

Путешествие в Норвегию на автодоме своими руками - 10 часов на границе Россия-Латвия и первая поломка (ч.1)

Ну что ж, понеслась! Впереди нас ждет увлекательное путешествие в самодельном доме на колесах в Норвегию. 10 000км, 45 дней — с собакой, природой и результатом трехлетней работы по превращению скучного железного фургона в транспорт путешествий мечты.

Бонус в конце отчета — видео-версия описываемых событий! Если вам интереснее смотреть видео, чем читать текст с картинками — то в конце вы найдете кино, рассказывающее о события описанных в этой записи

В прошлой части я вкратце рассказал как проходила подготовка к поездке и описал маршрут, так что эта запись начнется резко — заводим мощнееейший 2.1л дизельный двигатель Спринтера и отправляемся в путь! Ну или почти.

День 1. Выезд из Москвы, граница Россия-Латвия

Хоть фургон и был в целом технически готов к путешествию, наполнять его всеми необходимыми вещами я заканчивал буквально в последний день.

Вот так мой дом выглядел в час ночи, за 14 часов до выезда

Посуда и постельное белье из икеи, всякие необходимые в дороге вещи, инструменты и еда, которая попалась под руку. А вот так он стал выглядеть еще спустя еще два часа.

В тонусе к концу дня меня держал только мандраж перед предстоящей поездкой и пару чашек кофе. На дворе уже было 3 ночи, когда приготовления были завершены (при этом я еще не паковал свои личные вещи). Логично было бы отложить путешествие еще на день, но кого волнует эта дурацкая логика — решение ехать сегодня было принято!

Вернувшись домой собрал свои вещи (на это ушло еще пару часов) и завалился спать, поставив будильник на 10 и успешно проспав до 12. Но даже это не могло меня остановить, быстро позавтракав и погуляв с Фраем (так зовут собаку напомню) я дособрал вещи, распихал их по ящикам в автодоме и в 14 был готов отправляться в путь. Но… конечно я этого не сделал, мне ведь нужно было еще записать несколько видео перед поездкой — лучше то времени не нашлось! И… вот еще минус час. Ох уж эти блогеры! Время беспощадно показало 15:00 и я наконец действительно отправился в путь. Планирование у меня всегда было на высоте, не буду скрывать. Тем не менее я ехал и это было прекрасно. После небольших пробок на МКАДе выехал из города и направил свой лайнер в сторону латвийской границы.

Сразу небольшое отступление — почему я вообще поехал в Норвегию через Латвию? Закрывая этот вопрос — причин было несколько

— До Норвегии получше привыкнуть к автодому, т.к. до этого на нем не ездил
— Попасть на границу Шенгенской зоны в день выезда (чтобы вдруг, при наличии проблем с документами на автодом или собаку я мог быстро вернуться в Москву)
— Проверить в боевом режиме техническое состояние фургона, при этом находясь еще в более бюджетных для ремонтов странах восточной Европы
— Начать путешествие нового для меня типа «на автодоме с собакой» со стран, в которых я хотя бы уже был.

Главной же причиной было… отсутствие причин. Да я просто так захотел и я доверяю своим желаниям. На том и порешил — начинаю путешествие с Латвии.

Дорога до границы по новорижскому шоссе вполне себе нормальная, иногда приходилось повозиться с обгоном фур, но в целом доехал вполне бодро — за 8 часов. По пути перекусил, купив кофе на заправке и дополнив его салатом и бутербродами из дома. Последние пару часов уже ехал почти в темноте, но дорога позволяла это делать вполне комфотрно.

В 23 я прибыл на границу и началось прохождение. Без проблем проехал вместе с легковыми практически пустую очередь в начале. У работника таможни спросил напрямую "у меня автодом — можно с легковыми?" Он сразу ответил — "проезжай". Дальше пришлось проходить «красный коридор», так как с точки зрения российской таможни собака, это «товар подлежащий декларированию». Опять же я спросил что мне делать у таможенника напрямую — он выдал мне нужные бумаги и помог их заполнить. Пришлось оформлять бумаги на провоз и плюс к этому час занял «ветеринарный контроль», сотрудник которого заполнял международное свидетельство для езды по Европе.

Ветеринар подошел к вопросу офорлмения со всей ответственностью и даже сделал пару фотографий собаки. Про легальный провоз собаки через границу и путешествие с ней я как-нибудь отдельный пост напишу, очевидно это интересно только небольшому кругу читателей.

Сам автодом тоже посмотрели довольно тщательно — попросив открыть всё что открывается (даже кровати), но поверхностно — доставать из шкафов и ящиков ничего не пришлось. В целом отношение было дружелюбное и спокойное. Только очень всё медлено.

Проведя на российской границе 2 часа я попал на латвийскую. Там то я думал всё будет быстрее, но нет. Снова те же самые два часа. Собака их больше не интересовала, автодом тоже не особо (так внутрь с фонариком заглянули на 10 секунд). Просто два сотрудника на весь пограничный пункт работали оооочень неторопливо.

Итого проведя на границе четыре часа, в 3:00 я вырвался из лап бюрократии и очень уставший но страшно довольный (я в шенгене на самодельном автодоме с собакой!) отправился на место своей ночевки.

В качестве первого место для стоянки в Европе я выбрал… мотель! Но не просто мотель, а Golden Fox motelis, в котором я уже останавливался, путешествуя по Европе на своём родстере mazda mx5 (кстати есть и про это отчеты). Мотель расположен всего в часе езды от границы и, еще за неделю до выезда, я обратился по email к его хозяину с вопросом — могу ли я воспользоваться их стоянкой для ночевки? Мне не нужен был мотель как таковой — просто спокойное и гарантированное место, где я могу ночью встать не волнуясь о поисках. Хозяин мотеля ответил, что с радостью примет мой автодом и от меня не потребуется никакой оплаты, кроме пары бутылок ягодного пива. Это был просто идеальный вариант. В три часа ночи разыскивать какое-то место для стоянки мне совершенно не хотелось.

Приехав к мотелю в 4 ночи (утра?) я разбудил Александра (так зовут хозяина мотеля) и заехал на территорию. Тут я наконец смог первый раз застелить постель (распаковав простыни и подушки, купленные пару дней назад) и отправиться на заслуженный отдых. 14 часов за рулём это не шутки.

О еде думать не было сил, да и самой еды, впрочем, не было. Ведь через границу Россия-Латвия нельзя провозить никаких мясных или молочных продуктов (включая любые колбасы и сыры). Можно было бы сделать какой-то вегетарианский ужин из помидоров и риса, но мне было уже всё равно, я уснул едва коснувшись головой подушки.

День 2. Латвия и первые технические проблемы

На следующий день, более-менее выспавшись (на самом деле не очень) я в первую очередь занялся… усовершенствованием своего автодома! Ну а где еще достраивать дом, кроме как не в Латвии? Передо мной стояло пару важных задач, одной из которых было подключение индукционной плиты к инвертору. Первый раз. Да… ну в общем такой я вот строитель да — даже никогда не пробовал работает плита от инвертора вообще или нет. Кроме того мне нужно было вынести панель управления куда-то от самого инвертора, иначе мне приходилось открывать кровать чтобы включать и выключать его. Позавтракав кофе с круасанами (хоть это удалось провести через границу) я принялся за работы.

По ходу дня познакомился с семьей Александра — женой и прекрасной дочкой — очень любознательной и умной десятилетней девочкой. Пока я занимался модернизацией своего жилища — она развлекала моего пса — Фрая — выгуливая его по окрестностям, гоняясь с ним за курицами и знакомя с двумя их собаками. Думаю это был один из лучших дней Фрая в жизни — я отпустил его с поводка и за день, по показаниям gps браслета, он набегал своими коротенькими лапками 90 тысяч шагов! При обычной норме в 30 тысяч.

Я был тоже счастлив и доволен — кроме того, что я успешно справился с подключением плиты и панели инвертора, жена Александра еще и накормила меня вкуснейшим супом и картошечкой. К тому же время от времени мне в голову, как колокольный звон, прилетало осознание. Я в Латвии. На автодоме. Который я сделал сам. И я еду в Норвегию. Путешествуя со своей собакой. Каждый факт из этого набора был сам по себе удивителен, а все вместе они составляли какой-то сумасшедший джек-пот — кульминацию моего проекта — всех бесчисленных часов стройки и планирования автодома.

Ближе к 16 закончил свои дела и с трудом распрощавшись с хозяевами мотеля направился в Польшу. По пути заехал в супермаркет, так как ни еды ни питьевой воды у меня практически не было. Доехав до ближайшего городка Rezekne припарковался у супермаркета, сходил за покупками и вернулся к автодому, под которым обнаружил лужу жидкости усилителя руля.

Вот тееее раз… кажется поездка в Польшу немного откладывается. Тем временем на улице было уже 17, так что шансы на быстрый поиск решения таяли на глазах. Поискав на гугл картах ближайшие автосервисы я безуспешно позвонил в один, второй и в итоге просто приехал в третий. Там меня направили в четвертый сервис, где, наконец, мастера были готовы осмотреть проблему.

Проблема опытным взглядом механика была описана как «трубка наверно фигачит» и так как на дворе уже было 6 вечера — мы договорились на 8 утра завтрашнего дня о встрече в сервисе для начала ремонта. В Латвии кстати почти все свободно говорят по-русски, включая местеров в найденном сервисе, так что языковых барьеров не возникло.

С местом для ночевки не стал ничего хитрого придумывать — купил еще пару «пропусков» на стоянку мотеля (в виде бутылок вишневого пива) и выдвинулся обратно к Александру из Golden Fox motelis. Хозяина мотеля и всю семью я застал на месте, слегка удивив их моим возращением. Впрочем, они были совсем не против моей компании на парковке мотеля еще на один день.

Приключений на сегодня мне уже хватало, так что, учитывая довольно короткий сон в предыдущую ночь, остаток дня я провел отдыхая, общаясь с семьей Александра, гладя всех собак и делая первый настоящий ужин в своем автодоме.

Использовать кухню я наловчился сразу — это было так удобно и органично. Для всего хватало места, я знал с точностью где и что лежит и как всё работает. Какой же кайф использовать плоды своего труда в реальной жизни. Ужин приготовил на свежеподключенной индукционной плите. Фактически я сварил макароны и пожарил курицу на энергии солнца, питавшей мои панели на крыше в течении дня. Это понимание придавало особую пикантностью ужину, который, впрочем, и сам по себе был прекрасен.

Разложив кровать (больше я кстати не складывал её в течении недели) я погрузился в долгожданный сон, чтобы завтра победить все технические сложности, вставшие на моем пути!

День 3. Сервис и город Резекне, дорога в Польшу.

Утром проснулся в 7 и быстренько сделав кофе с бутербродами отправился в сервис (благо ехать 20 минут). Старался вести себя очень тихо, чтобы не побеспокоить большую хозяйскую собаку-охраняку. Своими громогласным лаем она могла бы разбудить весь дом. Шлагбаум для выезда Александр предусмотрительно оставил для меня открытым. Так что я уехал «по-английски», ни с кем не попрощавшись (но позже я написал Александру письмо, исправив это упущение, поблагодарив его за чудесные два дня проведенные с его семьей).

Прибыл на сервис ровно в 8, где меня уже ждали механики и приняли авомобиль в свои заботливые руки.

Мы договорились связаться по whatsapp ближе к окончанию работ, а я решил провести время с пользой, изучив с Фраем город Резекне, в котором я так случайно оказался. Это кстати к вопросу о планировании стоянок, дат, билетов и мест заранее. Всего одна мелочь и все планы могут пойти кубарем. Но не у меня хахаха. Нельзя испортить планы, если их нет! Я просто принял выданное мне время как возможность и принялся изучать карту города в приложении tripadviser, чтобы понять куда я смогу попасть с собакой и где вообще можно провести ближайшие 3-4 часа.

Мой выбор пал на руины старого замка Розиттен. Кроме посещения руин как такового, нас ждала еще и полуторочасовая прогулка через весь город, что дало шанс взглянуть на Резекне глазами обычного прохожего. Мосты, улицы, старинные дома, парки, пруд — всё можно было встретить по пути.

Сами руины не назвать захватывающим дух туристическим аттракционом, от них осталась только небольшая арка и несколько каменных конструкций там и сям.

Зато рядом разместился огромный современный центр архитектуры и творчества «Карандаш» (Zeimuļs). С интересной комбинацией современных геометрических форм и традиционного наследия в виде земляных крыш.

В центре творчества проводится множество занятий и кружков для детей и взрослых. Всецело поддерживаю подобные проекты — молодцы.

Ближе к 13 я наконец получил сообщение на whatsapp — «машина будет готова через час, приходите». Это было посто идеально, я как раз нагулялся по холму с руинами и был готов отправиться обратно в город. Я радостно и бодро зашагал к сервису… а вот Фрай нет! Четыре часа прогулки его знатно утомили и на такой жаре он предпочитал полежать в теньке на прохладной плитке.

Так и пришлось передвигаться небольшими отрезками от одной лавочки до другой по 20 минут с отдыхом и закачкой в собаку свежей порции прохладной воды. Отвык Фрай за зиму от таких длительных прогулок, ну ничего, всё еще впереди, горы ждут!

Тем временем добрались до сервиса. Спринтер был уже собран, течь устранена, новая жидкость залита и даже вымыт бампер, который был в подтеках масла. Проблема была обнаружена в какой-то из трубок системы ГУРа. Нужной запчасти в наличии не было, но в порядке срочности вопроса была отремонтирована моя трубка, с заверением, что еще прослужит несколько лет без проблем. За всё отдал 70 евро. Думаю за срочную работу, с ремонтом и заменой жидкости — это вполне справедливо.

Наконец настало время продолжить свой путь! Если бы не ремонт — я подумывал провести день и ночь в Литве, но из-за задержки решил рвануть через Литву сразу в Польшу. Это был первый раз, когда я воспользовался приложением park4night и нашел в нём место для своей будущей стоянки. Тогда я еще не знал, что это приложение станет моим проводником на протяжении всех полутора месяцев поездки, открывая для меня самые лучшие, красивые и бесплатные места по всей Европе. Спасибо ему скажу сейчас и не устану говорить еще не раз по ходу повествований.

Дорога в Польшу оказалась не в лучшем состоянии. Кроме проблем с покрытием на некоторых участках трассы в Латвии было много ремонтов и снижений скорости в Литве. Из-за этого добирался к месту назначения уже в полной темноте. В процессе ночной езды по лесу еще и обнаружил, что мой дальний свет работает примерно никак. Какие-то световые пятна появляются при включении, но совсем не там где хотелось бы. К этому вопросу мы еще вернемся в следующих частях.

Тем не менее, уже в темноте, я почти добрался до своего пункта назначения и свернул в лес на узкую грунтовую дорогой, которая должна была привести меня прямо к месту стоянки. Направление вроде было верное, так что мне оставалось только ехать по ней и надеятся, что кемпинг будет где-то впереди, ведь развернуться на такой узкой дороге будет просто невозможно, а ехать задом ночью по ней станет развлечением на несколько часов. Мои страхи рассеялись, когда спустя несколько минут я достиг чего-то похожего на стоянку. Лес немного расступился и вдоль дороги появились различные палатки, шатры и прицепы-кемперы. В начале места были заняты довольно плотно, так что я даже забеспокоился что всё будет занято, но проехав еще метров сто, достиг второй полянки кемпинга и там уже выбрал пустой уютный уголок полянки у леса для своего дома.

(Так как было абсолютно темно — фото из следующего дня)

Оценить пространство вокруг ночью было проблематично, так что на всякий случай, после парковки, спросил у ближайших соседей — пары в возрасте — нормально ли место я выбрал для стоянки? Наше общение сразу осложнилось, когда на вопрос «ду ю спик инглиш» они отрицательно покачали головами. Мне осталось только показать на мой фургон с вопросом «ОК?». Ответом был растерянный «Ок.». В принципе этого было достаточно, но увидев неподалеку большой костер я решил ломать обычный московский образ жизни где «каждый сам по себе» и идти знакомится. Подойдя к костру обнаружил там 8-10 человек разного возраста сидящих вокруг. Из них нашлось пару человек неплохо говоривших на английском и я вновь уточнил — подходящее ли место я выбрал для стоянки. Они убедили меня в том, что всё в порядке, мы перекинулись еще парой фраз и, пожелав им хорошего вечера, я удалился.

Продуктами закупился ещё в Латвии, так что принялся готовить вкусный и сытный ужин, вспомнив, что последний раз я что-либо ел в 7 утра, еще до поездки в сервис. Ай-ай, так жить нельзя! Организм не скажет за такое спасибо! На ужин у меня были равиоли (с сыром и беконом) и куриные запчасти (ножки в основном). Так как на улице было очень тепло — готовил я прямо с открытой боковой дверью и мы встретились взглядом с парнем, который что-то доставал из большого шатра стоящего неподалеку. Я приветственно помахал и он подошел поближе, заинтересовавшись процессом готовки. Его английский был в порядке, так что мы быстро выяснили, что я из России путешествую с собакой, а он Поляк и приехал в кемпинг с друзьями в отпуск. Затем он пригласил меня присоединиться к посиделкам у костра, что я и пообещал сделать после ужина.

Предвкушая интересный опыт общения с польской компанией я быстро доел равиоли (вышло кстати неплохо) и взяв собаку, пиво и раскладное кресло направился к костру.

Фрай сразу нашел общий язык с поляками, выбрав себе подходящую жертву в виде девушки, которая была готова гладить его без устали, и расположился под её стулом. Меня же начали спрашивать как я оказался в этом, довольно локальном, месте, где редко можно встретить не-поляков и вообще откуда и куда я еду. Несколько человек вполне неплохо владели английским, еще пару могли понять что я говорю, а для остальных, в основном людей постарше, мои слова переводили. Я в свою очередь расспрашивал их про это место и в общем про кемпинг и караванинг в Польше. Беседа шла так легко и занимательно, что я не заметил как прошло два часа. Люди стали расходится по палаткам и прицепам, да и я тоже, осознав как устал сегодня, попрощался с так тепло принявшей меня компанией и отправился спать.

В этом месте я проведу еще весь завтрашний день, а потом отправлюсь в Германию, но об этом в следующей части!

Ну и как обещал видео-версия описанных событий.

Ютюб канал специально для вас и в нем будет не только путешествия, но и куча всего об автодоме — постройка, опыт эксплуатации, всякие тесты и другая полезная информация.

Есть есть возможность, время и интерес — рекомендую смотреть и текстовые с фото и видео отчеты, т.к. информация немного отличается

Считайте эту запись всего лишь скромным началом. Все фото в ней с телефона, а из событий в основном дорога и ремонт, но мы только разгоняемся — далее, через пару-тройку выпусков, начнется настоящее безумие лучших в европе мест для стоянки, приключений и красивейших природных видов сопровождаемых качественными фотографиями.

Тем кто подписывается и ставит лайки — отдельное спасибо, от души, чем больше аудитория, тем больше и интереснее хочется писать. Всем добра! До встречи в следующей части!