Найти тему
Чиффа

Учитель в повести В. Быкова «Обелиск»

Оглавление

Современный учитель. Каково отношение к нему? Исключительно потребительское. Родители в попытке отстоять свои права и значимость совсем забывают о необходимости уважения к учителям, воспитателям, преподавателям.

Но мы забываем, что именно в школе наш ребенок получает основные уроки не только предметные, но и жизненные. Из-за такого недопонимания происходит разделение сторон, которые должны быть едины: родители и учителя в попытке вырастить новое, образованное поколение.

От такого разделения теряют все, родители все больше недовольны школами, дети все меньше стремятся к знаниям, а в учительскую профессию идут скорее от безысходности, чем по призванию.

ttp://moyaokruga.ru/img/image_detail_new2/db002dd1-05d3-4a96-9239-d29e2751fde6.jpg
ttp://moyaokruga.ru/img/image_detail_new2/db002dd1-05d3-4a96-9239-d29e2751fde6.jpg

Повесть

«Обелиск» Василя Быкова и сегодня является современной, актуальной, ведь в ней автор поднимает вечные проблемы героизма, поведения человека в тяжелое военное время. Быков показывает различные модели поведения во время войны, и читатель может проанализировать, кто из них герой, кто предатель.

Перед лицом страха и опасности человек проявляет своё истинное лицо, он больше не притворяется, выставляя свою настоящую сущность. Теперь ему нечего бояться, он больше не жилец, но можно совершить последнее дело, по которому тебя будут помнить вечно. И тебе решать, каким тебя запомнят: трусом или героем.

Образ учителя

Морозов был простым учителем в деревне. Особенных ресурсов для обучения у него не было, и он пользовался тем, что имел. Например, поиск русской классической литературы в барском доме – наглядно показывает то, как тяжело добывались знания в то время.

Подвиг учителя начался уже тогда в 1939 году, задолго до начала войны. Борьба с системой, которая требовала от него идти по программе. Война с родителями, которые все «прутиком, прутиком» воспитывали своих детей. Отсутствие учебников. Да и просто тяготы деревенской жизни, когда ученик не ходит в школу, потому что у него сапоги порвались, а купить или починить, возможности нет.

В таких условиях оставаться хорошим учителем, участвовать в жизни своих ребят, пытаться привить им любовь не только к книгам, но и к учебе в целом – вот он «2обычный, повседневный «подвиг» Морозова, который никто таковым не считал.

Источник: Яндекс. Картинки.
Источник: Яндекс. Картинки.

Сюжет

Пришла война. Всем приходилось бороться. Некоторые уходили в партизаны, кто-то переходил на сторону фашистов, но учитель не мог бросить своих детей. Морозов давал обещание, что школа необходима, обещал бороться и он действительно боролся. Показательна сцена в школе, когда немцы пришли проверять, как учатся дети в школе.

Урок начинается с отрывка их поэмы Некрасова «Поэт и Гражданин», но как только появляются проверяющие, тема сразу меняется на Гете и звучит уже его стихотворение. Эта сцена нужна автору, чтобы показать истинные намерения Морозова. Да, он пошёл на соглашение с завоевателями, да он просил их об услуге, но цель, высокая нравственная цель его была достигнута. Он продолжал «очеловечивать» своих ребят.

К сожалению, такой авторитет среди детей и сыграл с ним злую шутку. Когда его ученики, не послушав его, решили убить предателя Кайна, именно его легче всего было заподозрить в организации такой диверсии. И опять учитель совершил подвиг.

Он не скрылся у партизан, не бежал. Понимая, что это вряд ли спасет мальчишек, он пришел к немцам и не стал бежать или отпираться. И при этом до последнего боролся, пытался спасти мальчишек, отвлекая конвоиров на себя. Миклашевичу удалось сбежать. Остальных уничтожили.

Источник: Яндекс. Картинки.
Источник: Яндекс. Картинки.

Можно ли считать Морозова героем этой войны?

Он не убил ни одного фашиста, не воевал, а только лишь учил детей в школе. А в чем подвиг заключается? В самопожертвовании ради других. Он прекрасно понимал, что, если его аферу раскроют, то расстреляют и его и учеников, а может и их родителей.

Но желание воспитать достойное новое поколение советских граждан, быть положительным и заразительным для них примеров – вот в чем состоял его нравственный подвиг. Преданность погубила и Алеся Морозова и его учеников, но умерли они за правое дело, маленькое в масштабах войны, но большое для своей деревни.

Из таких маленьких подвигов и складывалась великая победа в 1945 году. Морозов и те, кто верил, не давали молодым и неопытным ребятам переходить на сторону врага, помогали им бороться за свои дома, за своё светлое будущее.

Как часто бывает в России, и особенно в Советском Союзе, истинных героев мы узнаём не сразу, а может, и вовсе не знаем о них. Так и Алесь Морозов. Его имя появилось на обелиске уже после, за реабилитацию его доброго имени пришлось побороться тем, кто знал его настоящие мотивы.

Так и появился обелиск. В память школьником и их учителю, которые даже во время войны тянулись с знаниям, боролись с захватчиками и ни при каких обстоятельствах не предавали Родину и друг друга.

Таких примеров много в литературе. Стоит помнить, если все мы не будем едины, не важно на войне с врагом, или в борьбе за образование наших детей, то нам не победить.