Цикл рассказов о битве с фашистами в суровые годы войны на южных подступах к Москве, за город оружейников Тулу.
Помню, как в этот день жители города сгрудились у репродукторов и, затаив дыхание, слушали голос главы правительства. С первых же слов обращение захватывало: «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!..»
Мы понимали, что в лице Сталина к нам, к советскому народу и армии, обращается сама партия.
Сурово звучали слова: «Дело идет о жизни и смерти Советского государства, о жизни и смерти народов Советского Союза…» Они болью отзывались в сердце каждого. Тревожно и взволнованно говорил Сталин о тяжелом положении на полях сражений, о том, что должны делать наши люди в тылу и на фронте, о священной войне с фашистскими захватчиками:
«Красная Армия, Красный флот и все граждане Советского Союза должны отстаивать каждую пядь советской земли, драться до последней капли крови за наши города и села, проявлять смелость, инициативу и сметку, свойственные нашему народу».
Когда радио смолкло, люди стояли, как бы застыв. Они ожидали чего–то ободряющего, но ничего не дождались. Только суровая правда: враг силен, и мы отступаем. Накрепко запомнилось: «В каждом городе, которому угрожает опасность нашествия врага, мы должны создавать народное ополчение, поднять на борьбу всех трудящихся, чтобы своей грудью защищать свою свободу, свою честь, свою Родину – в нашей Отечественной войне с германским фашизмом». Другого выхода не было.
В заводских цехах Тулы возникали митинги, и тут же рабочие записывались в народное ополчение.
4 июля райком партии провел митинг на Оружейном заводе. Митинг открыл парторг ЦК ВКП(б) Кузьмичев. Мне было поручено зачитать собравшимся речь И. В. Сталина, с которой он выступил по радио накануне. Затем заговорили оружейники. Особенно волнующими были слова участника гражданской войны Чигирина:
– У меня два сына сражаются на фронте с лютым врагом, – говорил он. – Радио сообщило об отваге одного из них. Я горжусь, что мои сыновья Николай и Алексей воспитывались в этом коллективе.
А потом наступили суровые трудовые будни. Люди отрывались от работы лишь затем, чтобы выслушать скупую сводку Советского Информбюро. Они жили теперь только этим.
«В течение ночи на 23 июля наши войска продолжали упорные бои на Петрозаводском, Порховском, Смоленском и Житомирском направлениях…». Сколько горечи и народных страданий скрывалось за этими лаконичными фразами! Противник оккупировал Прибалтийские республики, Белоруссию, значительную часть Украины. Ожесточенные сражения развернулись в районе Киева, на ленинградском направлении.
В кровопролитных боях с фашистами летом 1941 года принимал участие 61–й стрелковый корпус под командованием генерала Ф. А. Бакунина, который незадолго до войны дислоцировался в районе Тулы. Уже в первые дни войны корпус, пополненный новобранцами из Тулы, влился в Действующую армию, а 3 июля вступил в сражение с противником в районе Могилева, приняв на себя удар 2–й танковой группы генерала Гудериана. Бои в районе Могилева были составной частью Смоленского сражения. Они отличались упорством и массовым героизмом советских воинов и сыграли огромную роль в изматывании противника в начальный период войны.
В боях за Могилев прославилась также 172–я стрелковая дивизия, состоявшая почти полностью из туляков. Командовал дивизией генерал–майор М. Т. Романов, которого хорошо знали в Туле. Занимая оборону непосредственно в районе Могилева, воины дивизии 23 дня самоотверженно отражали атаки превосходящих сил гитлеровцев. «В течение этих 23–дневных боев на берегах Днепра и в районе Могилева, - писал много лет спустя Маршал Советского Союза А. И. Еременко, – все войска корпуса в упорных боях с превосходящими силами противника проявили стойкость в обороне, организованность, храбрость, мужество и массовый героизм. Особого внимания и благодарности заслуживает 172–я дивизия, с честью выполнившая задачу обороны города Могилева».
9 августа 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была награждена большая группа участников обороны Могилева, среди них командир дивизии М. Т. Романов, командир 388–го полка С. Ф. Кутепов и многие другие.
С первых дней войны в основу всей деятельности партии по мобилизации сил народа на разгром врага легла ленинская мысль о том, что «раз дело дошло до войны, то все должно быть подчинено интересам воины, вся внутренняя жизнь страны должна быть подчинена войне…». Коммунисты Тулы, в том числе и парторганизация Центрального района, делали все, что возможно, для мобилизации сил и средств на помощь фронту.
4 июля 1941 года состоялось собрание партийного актива города. В его решении было записано: «Настал грозный час, когда все члены партии Ленина, партийные и непартийные большевики, должны понять всю глубину опасности, угрожающей нашей стране, и немедленно отрешиться от благодушия, беспечности, мирных настроений, пагубных в настоящее время, когда дело идет о жизни и смерти Советского государства».
Хроника уникальная и написана от первого лица без искажений и цензуры. Ставте лайки и подписывайтесь.