В ноябре прошлого года мы с моей близкой подругой отправились в Португалию. Еще были в Барселоне и Будапеште, но сейчас не об этом. И вообще рассказ не о must visit places Португалии или лайфхаках для туристов. Мы сразу запланировали свой маршрут таким образом, чтобы у нас не был очередной евротрип: чтобы на один город в нашем распоряжении было как минимум 3 дня, а не 1 день = 1 страна.
Так вот, Португалия просто замечательная. Была я до этого за границей только 1 раз и то, в соседней стране. И я ожидала, что у меня будет просто буря эмоций и впечатлений. Но когда подруга раз за разом спрашивала «Тебе не нравится?», «Ты чего такая хмурая?», я не могла нормально ответить. Согласитесь, не очень приятно, когда твой попутчик портит тебе настроение своей кислой миной. Но проблема в том, что мне все нравилось. Абсолютно все. Только выразить это, постоянно ахать и охать я не могла. И да, чего уж скрывать, голова у меня была забита совсем другим.
А забита была тем, что я думала о родителях, которые хотели потратить деньги, которые я трачу на это путешествие на ремонт (заработанные мной), что я была без понятия, где буду дальше работать по приезду (до этого работала в местном продакшн-центре, который занимался производством тв-передач) и тем, что я не замечала насколько все красиво вокруг там, в Португалии, а поняла это только на Родине.
Может это просто поздняя реакция или я не очень понимала, как реагировать на новое. Хотя с реакцией у меня и вправду были проблемы. В стрессовых ситуациях особенно. Как-то мы с подругами катались на квадрациклах и одна не справилась с управлением: получила серьезные ушибы. Когда она лежала на земле почти без сознания, моя вторая подруга подбежала к ней и начала расспрашивать ее о самочувствии. А я где-то минуту сначала простояла на месте, не вымолвив ни слова, потом подошла к ней, и начала тянуть ее за руку со словами «Вставай, вставай!». Потом подошли медики и оказали ей помощь. А когда говорят лично мне что-то душещипательное или искренне признаются в чувствах, я хочу провалиться сквозь землю и не видеть этого человека снова. Хотя внутри я могу чувствовать благодарность, симпатию. Ну не получается у меня это выразить мимикой, торжественными словами и т.д. По мне, это всегда заметно и видно, кому ты не безразличен, нравишься как человек/партнер и т.д: по поступкам, по взгляду.
Да, так что иногда мой мозг на новые вещи может реагировать с опозданием и странным образом. Но я сейчас над этим работаю. Если мне что-то нравится, стараюсь говорить, что мне это нравится. Сымитировать пока не получается, ибо все на лице написано, но сказать человеку/другу что я в нем ценю, попросить искренне прощения, сказать комплимент, улыбнуться кому-то в ответ, не шарахаться от простого предложения познакомиться я сейчас очень стараюсь. Потому что у меня со всеми вышеупомянутыми вещами были проблемы: мне было западло без причины кого-то похвалить, даже если это вполне заслуженно, мне было легче ходить на улице с хмурым лицом, даже если на это не было причины, если незнакомый человек пожелает мне доброго дня, я бы, скорее всего, не ответила ему. Отчасти это от того, что у меня семья не особо эмоциональная. Сколько себя помню, родители не сюсюкались с нами (детей дома двое: я и сестренка), не говорили, что мы красивые и умные, папа целовал меня в щеку раз в год, на день рождения, ни разу вслух ни один из них не говорил «я тебя люблю». Нас с сестренкой даже называют строго по имени, нет никаких уменьшительно-ласкательных версий. Насколько я понимаю, у отца моего тоже с реакцией были проблемы, потому что когда меня сбила машина на пешеходном переходе, он сказал: «Чего же ты ходишь так, не осторожно?».
На первом курсе университета мы поехали домой к одногруппнице, которая жила с семьей (я поступила в другой город). За 3-4 часа, что мы были у них, они с родителями и с братом поцеловали друг друга раз 10-15, без конца обнимались и сюсюкались, а конце дня все легли на одну кровать. Я, смущенная, спросила не праздник ли у них семейный какой-то сегодня. Не было никакого праздника: просто они привыкли проявлять любовь так. У меня тогда был культурный шок. Я ходила в этом состоянии несколько дней и потом поняла, что мне этого на самом деле не хватало. Нет, я всегда знала, что родители нас очень любят, они работали очень усердно, чтобы у нас все было и желали для нас самого лучшего. Но проявляли любовь они по-своему. Может они думали, что все и так же понятно: родители, конечно, любят своих детей. Но, по-моему, говорить об этом и показывать всеми возможными способами, обязательно надо. Ребенок должен знать, что в какие бы жизненные передряги он не попал за пределами дома, его всегда ждут, поддержат и обнимут. Семья особенна нужна именно в таких случаях.
Поразмышляв на эту тему, сегодня я очень хорошо понимаю, что мое ощущение недостатка любви с родительской стороны, я могу восполнить только в том случае, если начну проявлять эту любовь сама. Ведь у каждого человека внутри просто огромный запас любви. Если его не показывать, это умение со временем просто атрофируется и человек будет не способен не только проявлять это, но и забудет, как его принимать. А жизнь без любви, как мы знаем, бессмысленна.