Найти в Дзене
Такова История

"Джокер" как диагноз общества

Сопоставьте человека и общество и поймёте, насколько первый ничтожен. И какими бы индивидуальными чертами не была личность наделена, его деятельность обусловлена процессами, протекающими в социуме. Поэтому что Чингисхан, что маркиз да Сад, что Адольф Гитлер - все продукты своей эпохи, своего места, своего окружения. И уже появившись в определённом обществе, личность может влиять на него и направлять его. Джокер, без сомнения, продукт Готэма. Этот персонаж прекрасно отражает суть самого знаменитого комиксового города и не зря раз от раза становится главным противником его ярого защитника - Бэтмена. Приглядитесь к нему: вы увидите портрет сего безумного мира. Фильм Тодда Филлипса это прекрасно показывает. Если в "Бэтмене" Тима Бёртона Джокер уже изначально был встроен в криминальную структуру Готэма, в "Тёмном рыцаре" явился из ниоткуда, но навёл в городе невероятный хаос, а в "Отряде самоубийц" его персонаж был вовсе лишним, то в здесь, в новом фильме он рождается как антигерой, котором
Кадр из фильма "Джокер" (2019).
Кадр из фильма "Джокер" (2019).

Сопоставьте человека и общество и поймёте, насколько первый ничтожен. И какими бы индивидуальными чертами не была личность наделена, его деятельность обусловлена процессами, протекающими в социуме. Поэтому что Чингисхан, что маркиз да Сад, что Адольф Гитлер - все продукты своей эпохи, своего места, своего окружения. И уже появившись в определённом обществе, личность может влиять на него и направлять его.

Джокер, без сомнения, продукт Готэма. Этот персонаж прекрасно отражает суть самого знаменитого комиксового города и не зря раз от раза становится главным противником его ярого защитника - Бэтмена. Приглядитесь к нему: вы увидите портрет сего безумного мира. Фильм Тодда Филлипса это прекрасно показывает. Если в "Бэтмене" Тима Бёртона Джокер уже изначально был встроен в криминальную структуру Готэма, в "Тёмном рыцаре" явился из ниоткуда, но навёл в городе невероятный хаос, а в "Отряде самоубийц" его персонаж был вовсе лишним, то в здесь, в новом фильме он рождается как антигерой, которому сочувствуешь, но которого, очевидно, всё равно ждёт большое злодейское будущее. И та работа, которую проделали режиссёр, и сценаристы, и Хоакин Феникс, чтобы это продемонстрировать, потрясает.

В действии "Джокера" не чувствуется фальши. Оно перенесено в условные 80-е, но условные потому, что сюжет здесь вне времени, и его легко вписать и в нашу реальность. Неудачливый клоун Артур Флек хочет подняться и выйти из небытия с помощью того, что ему кажется его призванием - юмора. Однако он и сам впоследствии понимает, что если раньше смеялись над его мечтой, то теперь смеются над ним самим, а не над его шутками. И всем наплевать на то, что уродился парень нездоровым, что травмы детства сделали его таким. Артур получает лишь пинки от незнакомцев, коллег и даже бездушной государственной машины, которая, например, просто перестала выдавать ему лекарства. Впрочем, несильно приходится винить само общество, ведь и оно больное, каждый в нём страдает... За исключением, наверное, только власть имущих, которые под видом благотворительности лишь замаскировывают своё стремление к удовольствиям. Критика капитализма? Возможно. Но и критика общества, которое пожирает само себя.

В конце концов и Готэм, и Флек сходят окончательно с ума одновременно. Даже трудно с уверенностью сказать, что или кто является причиной, а что или кто - следствием. Непонимание и отталкивание миром провоцируют Артура на первый в жизни поступок, но этот поступок зажигает город. И вот уже Готэм рад встретить как героя самого Джокера.

Кадр из фильма "Джокер" (2019).
Кадр из фильма "Джокер" (2019).

Надо признать, Филлипс показал Готэм лучше, чем Нолан, любимец публики. Грязь и уродство этого мегаполиса режиссёр "Тёмного рыцаря" проговаривал, и прописанные слова приходилось принимать за чистую монету. Бывший же постановщик "Мальчишника в Вегасе" показывает. Готэм у него - пороховая бочка, которая самовоспламеняется. Мегаполис является одним из действующих лиц, как когда-то в "Бегущем по лезвию". А Джокер, выросший без отца, как и герои "Бойцовского клуба", восстаёт против установленных правил, потому что кто-то должен был восстать. Безумие как гравитация - так сказал Джокер Хита Леджера; Джокер Хоакина Феникса не говорил этого, но продемонстрировал своими действиями (а если уж вам так хочется знать, кто же лучше, то скажу, что оба равновелики; просто разные у них были задачи).

Что же, мы получили Джокера которого заслужили. У него нет плана. Ему претит лицемерие. Его ничто не держит в этом мире. Он понимает, что этот мир смешон. Фильм проговаривает через этого злодея именно то, что хочет услышать в глубине души каждый обиженный несправедливостью общества. И так как "Джокер" с удовольствием и горечью одновременно это делает, то мы получаем лучший фильм 2019 года.

Кадр из фильма "Джокер" (2019).
Кадр из фильма "Джокер" (2019).