Даем ребенку роль
Чем шире опыт ребенка и больше событий в его жизни, тем разнообразнее становятся сюжеты. К повседневным историям добавляются инсценировки сказок и мультиков, песенок и стихов. Вот мы читаем сказку. Почему не изобразить? Дадим игрушкам роли. А, может, и себе.
Целый пласт сюжетов дает наблюдение за жизнью вокруг. В каких местах бывает ребенок, что видит? С какими людьми сталкивается? Чем эти люди занимаются?
Все, что ребенок знает о мире, он готов отразить в игре. Сходили на прием к врачу – можно поиграть в больницу, сходили в парикмахерскую – устроили дома салон красоты. Возможно, примерить «человеческую» роль ребенку будет проще. Он видел, что делают люди, волков не видел, только в мультиках.
Сначала мама называет свою роль, многократно проговаривает: Я — мышка-норушка, я умею пищать, смотри: «Пи-пи-пи!».А теперь – воспитатель. Я веду детей на прогулку. А ты будешь…
Готов ли ребенок взять на себя роль? Готов ли он стать волком и медведем? И рычать, как они? Или он пока готов только пассивно отыгрывать роль: мама-парикмахер «стрижет», а он сидит в кресле и улыбается.
Сначала мы научаем ролевому поведению. - Ты врач, ты должен лечить, вот так это делается, смотри. - Ты - покупатель. Ты выбираешь товары и даешь мне деньги. - А я – продавец, я тебе их продам.
Не стоит расстраиваться, если ребенок быстро забрасывает игру. То, что он примерил образ на себя, уже хорошо.
Передаем инициативу
Изначально у мамы роль главная, ведущая. Ребенок отвечает ее герою, помогает, подыгрывает. Скорее всего, он сам попросит себе партию поважнее. Не затягивайте этот момент и передавайте ребенку инициативу, как только он сможет проявить себя. Предложит ли нового героя, захочет ли играть другую роль или предположит, что с героями случилось дальше. Пусть почувствует себя творцом!
Я всегда горячо поддерживаю любые предложения детей в игре, даже если моя изначальная задумка была другая. Следовать правилам мы его тоже поучим, но чуть позже. Сейчас важнее поддержать фантазию и интерес. Ведь в игре возможно все! Приглашайте ребенка в соавторы. Чем раньше это произойдет, тем быстрее вы услышите: «Мама, не мешай, я играю!»
Положим, ребенок вовсе не стремится к лидерству в игре и с радостью соглашается на все ваши предложения. Попробуйте действовать, как он.
Вы тоже инициативу не берете, не отвечаете за дальнейшие события. Вы спрашиваете:
- Что бы ты сделал?
- Что было дальше?
- Куда еще мы отправимся?
Если пауза затягивается, задавайте наводящие вопросы, предлагайте несколько вариантов. В Африку или в Антарктиду? Мы пойдем в гости или отправимся на концерт? Пусть выберет, и это будет уже его решение, его активная позиция.
Интересный ход – отвечать вопросом на вопрос. Ребенок в нетерпении спрашивает:
— Ну что же случилось дальше?
— Действительно, что? (изображаю недоумение)
— Куда мы отправимся?
— Ммм, куда?
Вводим правила
Играть, как пожелается, здорово, и все равно вам потребуются правила. Некоторые игры без правил просто затруднительны. Особенно если в них играет много детей. Нужно нечто, что организует хаос детских желаний. Сюжет тоже диктует свои правила, правила ролей. Пират не может вести себя, как капризная принцесса. Обязанности продавца — обслуживать покупателей, он не может их обманывать, брать деньги и не отдавать товар. Это не по правилам.
Хорошо знакомят с правилами настольные игры. Если я вижу, что ребенок может следовать правилам в «настолках», пора активно их вводить в сюжетную игру. Начинает, конечно же, мама. Она проговаривает несколько правил и поправляет ребенка, если он их нарушает.
Важно объяснить, почему нужно поступать «по правилам», что от этого лучше всем. Иначе не получится у нас больницы, магазина или пиратского корабля. Игра развалится. Если маленький герой протестует, можно прервать игру и заняться чем-то еще. Игру по правилам ребенок лучше всего осваивает в кругу других детей. Он быстро смекнет, что они, в отличие от мамы, не станут ему уступать. Хочешь играть со всеми – соблюдай правила.
Ребенок играет без взрослых
Рано или поздно настает тот момент, когда ребенок может играть один настолько увлеченно, что не заметит вашего присутствия (а главное, отсутствия). Он будет говорить реплики за несколько персонажей сразу, строить для них целые миры. Как приблизить этот умиляющий родителей момент?
Передавайте верховенство в игре, как только ребенок способен его взять. Все больше и больше. Пусть сюжет идет не туда. Главное — ребенок увлечен, он придумает продолжение, новых героев, что-то построит для них. Он творит, и ему так интересно, что мама со временем становится не нужна.