Найти тему
IN DIVID

Визуальная революция 21 века

Сегодня  человек придумал, как расширить практически все части своего тела.  Эволюция оружия начинается от зубов и кулаков и заканчивается атомной бомбой.  Одежда и дома – продолжения  биологических терморегулирующих механизмов. Мощные телескопы, микроскоп, рентген - куда человек ещё не заглядывал?

Интернет, телевизор, телефон, книги, терабайты базы данных несущие  голоса и знания через время и пространство. Деньги – способ расширить и сохранить труд.  Транспортные сети заменили ноги и спины. По существу,  все материальные вещи, сделанные человеком, можно трактовать как расширение того, что он когда-то делал со своим телом или некоторыми его частями.

Средства коммуникации были основным триггером развития человеческого общества. И важной составляющей при этом было не столько смысловое содержание передаваемой информации, сколько сам принцип организации, структура коммуникации.


Устное слово стало первой технологией. Слова — это сложные системы метафор и символов, переводящие опыт в выносимые вовне чувства, перевод непосредственного чувственного опыта в голосовые символы, благодаря чему можно в любое мгновение пробудить и восстановить из памяти весь мир.


Устный тип коммуникации в первобытном обществе задействовал слух, как основной орган восприятия окружающего мира. Господствовало мифологическое, эмоциональное, едино моментное восприятие и реагирование на сообщение. Эта культура была аудио тактильной.

Два важнейших толчка на пути перехода от устной к печатной культуре — изобретение фонетического алфавита и изобретение книгопечатания.
Фонетический алфавит абстрагировал значение от звука и перевел звук в визуальную форму, в результате чего и изолированный звук, и изолированный язык (буква) сами по себе не имеют значения.

Второй важнейший толчок — изобретение книгопечатания. Восприятие информации стало последовательным, формальным, рациональным. Книгопечатание привело к тому, что один узкий фрагмент человеческой чувственности - зрение -  возобладало над всеми остальными чувствами восприятия мира, вытеснив их в бессознательное.

С изобретением и развитием кино, радио, телевидения, интернета господству печатного слова пришёл конец, вектор движения меняется и начинается своего рода «возвращение» к устной культуре, но на ином уровне.  Эпоха компьютерных технологий выводит "человека оптического" на новый уровень восприятия и осознания мира, у нового поколения формируется иной тип мышления.

Мульти-медийность и глобальная информационная сеть дали нам с одной стороны возможность общения со всем культурным наследием человечества, а с другой — возможность целенаправленно влиять на сознание и на нашу картину мира.  Именно визуальная среда сегодня задает доминирующий тон мироощущению человека, а информационные потоки несут определенное содержание, все больше отходя от роли пассивного посредника, «обрастая» кодами и приобретая ярко выраженный манипулятивный характер. 

Под влиянием современных технологий мы в наших самых обычных повседневных переживаниях и действиях становимся похожими на людей примитивной культуры. Это влияние проникает в нас не через наши мысли и мнения, к которым мы научились относиться критически, а через нашу повседневную чувственную жизнь, где формируются матрицы нашего мышления и поведения.

Человеческий род теперь существует в условиях “глобальной деревни”, снова становится единым племенем передавая информацию через универсальные для всех коды и знаки. Потребность в передачи информации с помощью визуальных кодов в эпоху глобализации и становления новых культурно-социальных взаимоотношений между различными частями общества сильно возросла.

Сегодня востребованы знаки, символы, образы которые будут понятны всем, коммуникация с которыми будет предельно проста. Современная система символов и обозначений, по своей конструкции еще проще, чем первые наскальные рисунки. С каждым годом идет четкая тенденция упрощения знаков, использование минимального набора графических элементов, освобождения их от «лишних» деталей.

И визуальная коммуникация сегодня как никогда востребует грамотность, образование и воспитание созидательных и творческих качеств человека, которые помогут ориентироваться в этом нарастающем потоке культурно-социальных, визуальных кодов.