Не будем мучать читателей: небольшая вероятность такого события есть, но точные данные, подтверждающие или опровергающие факт встречи отсутствуют. Куда интереснее вопрос: откуда вообще эта легенда появилась?
Единственным свидетельством знакомства двух лидеров является офорт: «Игра в шахматы: Ленин с Гитлером — Вена 1909». Его создала Эмма Лёвентштамм, художница, якобы дававшая уроки рисования Гитлеру в 1909 году. Впервые информация об офорте появилась в 1984 году. Тогда стало известно, что произведение унаследовал Феликс Эднхофер от бабушки, служившей домоправительницей Эммы. Сама художница бежала из Австрии незадолго до Второй Мировой войны, оставив в стране значительную часть имущества.
Офорт трижды пытались продать: в 1990, 2010 и 2011 годах. Первые два раза – неудачно Итог последних торгов неизвестен. После 2011 года сведений о судьбе гравюры не поступало.
Для подтверждения достоверности изображаемого события в 90-е годы был составлен отчёт на 300 страниц. Из этого документа точно можно понять только то, что художница Эмма Лёвентштамм действительно существовала и с большой долей вероятности могла преподавать Гитлеру уроки рисования. Остальную часть документа занимают свидетельства очевидцев и факты, говорящие о том, что в теории игра между Гитлером и Лениным могла состояться.
Оба лидера умели играть в шахматы. До наших дней дошли снимки, на которых вождь мирового пролетариата сфотографирован во время парии с врачом и писателем Богдановым. Гитлер тоже увлекался шахматами, хотя в определённый момент забросил своё хобби. Ленин действительно колесил в начале XX века в по всей Европе, и о его местоположении в конкретные дни данные не сохранилось. Человек, изображённый на офорте слева, похож на фюрера.
Скептики со своей стороны тоже приводят доводы. Облик мужчины, сидящего справа, мало напоминает Ленина: в 1909 году он уже имел большие залысины. Заметно, что человек, которого пытаются выдать за Владимира Ильича, ходит фигурой левой рукой, а Ленин был правшой. Доподлинно известно, что большую часть 1909 года вождь мирового пролетариата провёл в Париже по партийным делам, также отдыхал в Бретани и выступал с докладом в Бельгии, но необходимости посетить Вену в тот год у Владимира Ильича не было. Против достоверности событий, изображённых на офорте, говорит и расовая неприязнь к евреям и славянам Гитлера, уже тогда оформившаяся вполне явно.
Некоторые эксперты ратуют за достоверность произошедшего, но большая часть историков и искусствоведов склоняется к версии, что скандальный офорт действительно был написан Эммой Лёвентштамм, но уже в 30-е годы, когда оба героя произведения успели получить широкую известность. Расовая политика бывшего ученика (художница была еврейкой) не позволила ей воспользоваться собственной фальсификацией.