Найти тему
Судострой

Арктические штурманы. Челночные танкеры класса Arc7

Церемония имянаречения танкера "Михаил Лазарев" / Фото: primorsky.ru
Церемония имянаречения танкера "Михаил Лазарев" / Фото: primorsky.ru

6 октября 2019 года во Владивостоке прошла церемония имянаречения и подъёма государственного флага РФ на челночном танкере "Михаил Лазарев" компании "Совкомфлот". Это уже седьмой по счёту челночный танкер ледового класса Arc7, построенный южнокорейскими корабелами для отечественных заказчиков. А прошедшее событие – подходящий повод изучить особенности во многом передового судна.

Макет челночного танкера ледового класса Arc7 / Фото: ТГД
Макет челночного танкера ледового класса Arc7 / Фото: ТГД

"Михаил Лазарев" получил своё имя в честь прославленного флотоводца и мореплавателя, одного из первооткрывателей Антарктиды. Это последнее судно в четвёрке арктических "штурманов", построенных для "Совкомфлота" в Южной Корее на верфи Samsung Heavy Industries (SHI).

Ранее, в августе 2016 года, корейские корабелы передали заказчику головной танкер серии "Штурман Альбанов", в октябре того же года – танкер "Штурман Малыгин", а в декабре 2016 года танкер "Штурман Овцын".

Макет танкера "Штурман Овцын" / Фото: ТГД
Макет танкера "Штурман Овцын" / Фото: ТГД

Помимо "Совкомфлота", у SHI были и другие российские заказчики на такие суда. Также в Южной Корее были построены "Штурман Кошелев", "Штурман Скуратов" и "Штурман Щербинин".

Все перечисленные челночные танкеры ходят под российским флагом.

От других челночных танкеров четвёрку отличает самый высокий для торговых судов ледовый класс – Arc7. Суда работают на доставке сырой нефти с Новопортовского месторождения от арктического терминала "Ворота Арктики" компании "Газпром нефть" в порт Мурманск.

Макет челночного танкера "Штурман Овцын" / Фото: ТГД
Макет челночного танкера "Штурман Овцын" / Фото: ТГД

Ледовый класс Arc7 позволяет преодолевать лёд толщиной около 2 м. При этом наибольшая ледопроходимость достигается при движении кормой вперёд. Фактически, "штурманы" совмещают в себе функции танкера и ледокола. Такие суда называют DAT (double acting tanker).

Длина челночного танкера ледового класса Arc7 составляет 249 м, ширина – 34 м, осадка – 9,5 м, дедвейт – 41 тыс. тонн, водоизмещение – 63 тыс. тонн.

В качестве главных двигателей используются два двигателя STX-MAN 18V32/40 мощностью 9 тыс. кВт каждый и два двигателя STX-MAN 14V32/40 мощностью 7 тыс. кВт каждый.

В качестве движителей используются две винторулевые колонки Azipod от ABB с четырехлопастными винтами фиксированного шага мощностью 11 МВт каждая.

Макет челночного танкера "Штурман Овцын" / Фото: ТГД
Макет челночного танкера "Штурман Овцын" / Фото: ТГД

По данным "Совкомфлота", такой пропульсивный комплекс позволяет преодолевать торосы и тяжёлые ледовые поля. Вместе с тем малая осадка танкера обеспечивает возможность маневра на мелководье и отмелях.

За эти и другие технические решения головной танкер "Штурман Альбанов" в 2017 году получил премию Marine Propulsion Awards в номинации "Судно года".

Понравилась статья? Не забывайте ставить лайки и подписываться на канал ТГД. Недавно здесь рассказывали о начале испытаний дизель-электрического ледокола "Виктор Черномырдин".