Нервные агенты, такие как «Новичок», зарин и VX, вначале могут вызывать симптомы, похожие на сильную простуду, но они убивают в считанные минуты и распространяют страх почти так же быстро, как и сами вещества. Но что мы знаем о реальности событий во время химической атаки? Как люди реагируют, и можно ли что-нибудь сделать, чтобы предотвратить массовую гибель людей?
В 1995 году террористическая религиозная организация Аум Синрикё выпустила зарин в загруженных поездах Токио в час пик пятью скоординированными атаками, в результате которых погибли 13 человек и еще тысячи получили ранения. Годом ранее в результате атаки той же группой от зарина погибло восемь человек, а 600 человек получили ранения.
Одним из людей, переживших нападение в 1995 году, был Ацуши Сакахара – писатель, режиссер, продюсер и основатель компании Good People Inc, Япония. Он стоял всего в нескольких метрах от одной из упаковок с летучей жидкостью, содержащей зарин.
«Сначала я не думал об этом», – вспоминает он. «Мои глаза казались сухими, как будто я их перенапряг. Но у меня была важная презентация, которую я должен был сдать клиенту тем утром, поэтому я пошел в офис». Это окажется событием, которое повлияет на него до конца его жизни.
Зарин начинает действовать через несколько секунд после вдыхания, а симптомы могут появиться в течение минуты после воздействия. Это может стать смертельным примерно через 5-10 минут. Однако, будучи паром, он тяжелее воздуха, поэтому для заполнения помещения потребуется некоторое время. Во время атаки в метро пассажиры открыли окна в поезде, когда им стало плохо. Это был шаг, который помог спасти много жизней в вагоне – только один человек погиб в поезде, на котором ехал Сакахара.
В последующие минуты передний вагон поезда был эвакуирован, и было объявлено, что на станции Цукидзи произошел взрыв. Хотя взрыва не было – еще один поезд, бывший целью в нападении, остановился на платформе, а пассажиры выбежали и рухнули на пол. Быстро разворачивающиеся события приводили в замешательство.
«Я начинал чувствовать себя ужасно, но я принял душ, который помог мне», – говорит Сакахара. Не осознавая этого, он выполнил три ключевых шага, рекомендованных Министерством внутренней безопасности США в случае химического нападения: выход на свежий воздух, снятие одежды и принятие душа с мылом.
«Когда я вышел на улицу, я смотрел словно сквозь очень прочные темные очки», – добавляет он. Затемненное зрение является типичным симптомом воздействия зарина, вместе с болью в глазах, сужением зрачка, тошнотой и носовыми кровотечениями. Только когда Сакахара встретил коллегу в офисном лифте, который обратил его внимание на налитые кровью глаза, он понял, что происходит. Когда Сакахара добрался до больницы, там уже было много жертв. К тому времени у него болели голова и глаза, и он был покрыт липким потом.
Пройдет несколько часов, прежде чем японские власти смогут установить зарин, как причину происходящего. В то время, как смертельные дозы нервных агентов могут действовать в течение нескольких секунд или минут, немедленные признаки легкого или мимолетного воздействия также серьезны – раздраженные глаза, головокружение, головные боли, поражение слизистых и затрудненное дыхание. Симптомы можно принять за сильную простуду, если бы они не развивались так быстро.
Пакеты с ядом были подобраны и утилизированы сотрудниками станции, которые тоже стали жертвами нападения. Многие из тех, кто был в пострадавших поездах и на станциях, подобно Сакахаре, ушли с места происшествия, пока аварийные службы пытались справиться с ситуацией. Позже они также оказались в больницах, добавив хаоса. Еще одной проблемой после химической атаки была паника.
В Токио больницы были переполнены тысячами людей, которые обращались за медицинской помощью с заверениями, что они пострадали от зарина. Подавляющее большинство, около 80% из них, не нуждались в стационарном лечении. И это создало проблемы работе больниц, оказавшихся неспособными справиться с таким количеством обращений.
Именно здесь, считает Пол Томас, химик-аналитик из Университета Лафборо в Великобритании, который возглавляет проект Toxi-Triage, новые технологии могут помочь, позволяя быструю диагностику после будущих атак.
Например, исследователи из немецкой компании по производству электроники Gesellschaft für Analytische Sensorsysteme, или сокращенно GAS, разработали анализатор дыхания, который может обнаруживать низкие уровни биохимических веществ, известных как метаболиты, которые вырабатываются организмом человека, когда он реагирует на вредные химические вещества.
Просто дуя в пластиковую трубку, к которой прикреплен поршень шприца, можно быстро проанализировать дыхание сотен потенциальных жертв. «Он может дать нам ответ примерно через 40 секунд», – говорит Эмма Бродрик, менеджер по системным приложениям в GAS, которая помогала разработать устройство BreathSpec.
Есть и другой тип сенсорной технологии, которая помогает аварийным службам во время химических атак – небольшие беспилотники, на борту которых находятся высокочувствительные миниатюрные приборы, которые отбирают газ и по беспроводной связи передают результаты в аварийные бригады.
Как убивают нервные агенты
Зарин и другие нервные агенты – такие, как VX и Novichok, представляют собой группу химических веществ, известных как органофосфаты, которые также включают много пестицидов. Зарин в 25-50 раз более токсичен, чем цианид, тогда как VX снова вдвое токсичнее, а агент «Новичок» смертельнее в 5-8 раз.
Они убивают, отключая фермент, называемый ацетилхолинэстеразой, который отвечает за расщепление ацетилхолина – молекулы, которая передает сообщения между нервными клетками. Без этого ацетилхолин накапливается в нервных синапсах – точке, где встречаются два конца нейрона, чрезмерно стимулируя мышцы и секреторные железы.
Это состояние приводит к слезоточивости глаз, потливости, тошноте, появлению жидкости в дыхательной системе и неконтролируемым, резким движениям. Без быстрого медицинского вмешательства организм разрушается, жертвы впадают в кому и умирают, задыхаясь из-за сокращения мышц в дыхательной системе.
Новые технологии по отслеживанию нервных агентов
«Дрон позволяет нам брать образцы из близкого источника без риска для персонала», – объясняет Джордж Паллис, инженер и управляющий директор T4i – компании, которая занимается разработкой новой технологии. «Он также может очень быстро отбирать пробы на большой площади, чтобы мы могли получить представление о распространении».
Консорциум Toxi-Triage также разрабатывает технологию, которая позволяет собирать сигнатуры ядовитых химикатов с больших расстояний. Используя специализированные камеры, которые улавливают видимое ультрафиолетовое и инфракрасное излучение, известное как гиперспектральное изображение, благодаря чему можно обнаружить характерные образцы, которые выдают присутствие химического агента.
Находя нервных агентов на гораздо более ранней стадии, чем технология беспилотников, эти гиперспектральные системы обнаружения могут использоваться в портативных устройствах или устанавливаться на летательных аппаратах.
Заглядывая в будущее, команда разработчиков надеется, что такая технология также может быть установлена на спутниках с оптикой высокого разрешения, что позволит властям отслеживать использование химического оружия в зонах военных действий.
В таких местах, как Сирия, где сообщения об использовании химического оружия основывались на информации, предоставленной группами на местах, и последующем тестировании жертв, часто спустя несколько дней после предполагаемого нападения, это может изменить способность точно определять атаки и находить виновных.
«Именно информированная бдительность является ключом к эффективной профилактике», – говорит Татьяна Новоссиолова, научный сотрудник, которая анализирует угрозы, создаваемые химическим и биологическим оружием, в Центре изучения демократии в Софии, Болгария.
Ответственность за эту бдительность лежит не только на властях, но и на каждом из нас, если мы хотим бороться с угрозой, создаваемой химическим оружием.
Понравилась статья? Жмите «лайк» и подписывайтесь на канал.
Читайте дальше:
Как пережить встречу с медведем
Что будет, если исчезнут все деревья, как в «Безумном Максе»?
Все публикации канала можно посмотреть здесь.