Если вы здесь впервые, ознакомьтесь с манифестом.
Я. Как вас назвать в тексте?
Собеседник. Я – писатель Макс Остин, так же известный как герой романа-исповеди «Хватайся! Рискуй. Играй. Умри».
Я. Что вы думаете о фантазии — способе бегства от реальности и фантазии — двигателе творчества? Это одно и то же качество или два разных?
Макс Остин. Убегать от реальности опасно. Чаще всего бегство не решает жизненные трудности, а иногда и усложняет.
Поэтому лучше знать меру и обращаться к фантазии в особых случаях. Например, когда необходим отдых, передышка. Или когда нужно решить проблему. В психотерапии к фантазированию прибегают часто, конструируют метафоры, где ты – рыцарь, а проблема – дракон. И в любом случае фантазия не сам двигатель, а способ его запустить. А двигатель – он где-то внутри автора, может быть комом в горле или давящей тоской под сердцем.
Я. Помните ли, когда и при каких обстоятельствах впервые открыли в себе способность фантазировать?
Макс Остин. Не помню, потому что придумывал какие-то фантастические истории с раннего детства. И это абсолютно нормально для каждого ребенка. Устное творчество – тоже творчество.
Я. Насколько трудно, или наоборот, легко было поверить, что ваши вымышленные миры могут быть интересны кому-то кроме вас?
Макс Остин. Меня никогда не заботило, интересны ли мои миры читателю. Хватает своего интереса. Но удивление я все-таки поймал, когда получил отзывы и рецензии на повести. Я и не догадывался, что многие читатели открывают книги ради миров. Мне всегда было нужно что-то большее, чем просто увлекательное путешествие.
Я. Читательская реакция порадовала или разочаровала?
Макс Остин. Больше порадовала. Читатели повести «Спаси мою душу» строили свои теории по миру, обсуждали и требовали продолжение, в котором раскрывались бы все мельчайшие подробности мира. Но были и неприятные моменты: некоторые создали такие теории, в корень расходившиеся с идеей повести, что для не читавшего выставляло меня в не лучшем свете. Так я оказался фашистом, нацистом и гитлеровцем по мнению двух «критиков». Я сомневаюсь, что они вообще читали повесть, потому что подобные теории – лютейшая жесть.
Я. У вас есть и фэнтезийные, и реалистические произведения — какие из них дались труднее и почему?
Макс Остин. Сложнее было работать над повестью «Спаси мою душу», которую я великодушно отнес к жанрам социальной фантастики и антиутопии. Суть ее в том, что люди разучились любить, а те немногие, кто любить умеет, оказались вне закона: их преследуют, пускают на опыты, убивают. Я поднял опасную и болезненную для многих тему дискриминации по какому-либо признаку. Писал под впечатлением: меня пугала реакция общественности на стрельбу в гей-клубе в Орландо, штат Флорида, в 2016-м году. Миллионы людей одобряли поступок преступника, уверяя, что гомосексуалы должны умереть. Незадолго до выхода повести начался шум из-за преследований геев в Чечне, и я почувствовал, что больше не могу развивать эту историю. Антиутопия казалась мне реальностью, и я хотел побыстрее с ней расквитаться. Поэтому многие считают ее лишь черновиком.
А вот начало фэнтезийного цикла «Творцы» я написал чуть ли не на коленке. Писалось донельзя легко. Наверное, потому что аудитория – дети да подростки. До этого времени я считал, что фантастика – самое трудное для меня. Рад развенчать для себя этот миф!
Я. Могут ли ваши персонажи или сюжет в целом повести себя неожиданным для вас образом?
Макс Остин. Да, и я радуюсь этому. У меня всегда так: что-то да пойдет не по плану. К примеру, едва я начал писать роман «Притворись кем-нибудь», как герой по имени Май неожиданно показывает себя дерзким, нагловатым парнем, что противоречило его характеру. Он словно мне говорил: «Автор, ты явно меня не знаешь. Дай я тебе покажу, какой я в деле». В финале по плану Май должен был покончить с собой, но он показал мне язык и сказал: «Ты спятил? Я уеду в Сочи и буду там бомжевать!». Я благодарен своим персонажам, что живут своей жизнью, развивают сюжет по-своему и порой учат меня чему-то.
Я. Планируете ли продолжать писать?
Макс Остин. Конечно! Я верю, что когда-нибудь литература станет моей основной деятельностью. А сейчас я пишу сразу несколько романов, один из которых – в соавторстве с Робином Штенье. По расписанию выкладка нового (мистического) романа начнется на АТ в конце декабря. Давайте верить, что я не просрочу дедлайн, как оно часто бывает.
Я. Есть что-нибудь важное, о чем хотелось бы рассказать, но я не спросил?
Макс Остин. Добавлю вот что. Меня слабо интересует сам жанр. Фантастику ли держу в руках или реализм в чистом виде. Важно другое: что я найду? Обидно, когда открываешь книгу в поиске ответов, а натыкаешься на фэнтезийные декорации и только.
Я. Какие ссылки оставите?
Макс Остин. Я на АТ. Свои новые произведения публикую только там. К тому же, на АТ начал вести блог.
Моя творческая группа в ВК. Анонсы, новости, слухи, сплетни, наработки из мастерской.