Одно из распространенных представлений состоит в том, что все нововведения (у тех, кто не выделяет категорию хороших нововведений) или все плохие нововведения (у тех, кто разделяет их на плохие и хорошие) - это виды одинаково тяжелых грехов, категорически запрещенных в шариате. И совершивший что-либо из этого - наихудший из мусульман, которого следует ненавидеть, порывать с ним отношения, предостерегать от него и тому подобное. И что хуже такого мусульманина только многобожник, который поклоняется идолам. Верны ли такие представления о плохих нововведениях?
Если вдумчиво прочитать слова ученых-правоведов разных школ и эпох по этому вопросу, то невозможно не обратить внимание на то, что порицаемые нововведения могут иметь положение нежелательных дел, а могут иметь положение запретных дел. Это уже указывает на то, что отношение к порицаемым нововведениям и к тем, кто их совершает, не может быть одинаковым. Как можно к тому, кто совершает нечто нежелательное, относиться так же, как к тому, кто совершает нечто запретное?
И довольно часто ученые осуждают какой-либо вид поведения, называя его нововведением в плохом смысле, и при этом подразумевают, что это нежелательное дело, достойное порицания, но не запретное, за которое совершивший получает грех и находится под угрозой наказания от Аллаха. Потому что считают, что для того, чтобы угрожать мусульманину наказанием и свидетельствовать о его грехе, доказательств недостаточно. А достаточно их для того, чтобы считать его поступок порицаемым, предосудительным.
Некоторые примеры.
Писал выдающийся ханбалитский правовед шейх Мансур ибн Юнус аль-Бухути, объясняя мнение ханбалитского мазхаба: "Нежелательно (макрух) гипсование могилы, ее украшение и разукрашивание, это нововведение".
См. "Ар-Рауд аль-мурби'", с. 190.
Писал в другом месте: "Счел нежелательным Ахмад и другие ученые-ханбалиты чтение Корана, подобное пению песен, и сказал (Ахмад): "Это нововведение".
См. "Кашшаф аль-кына'" 1/433.
Говорил шейх уль-Ислам Ибн Таймия: "Также произнесения слов "молитва лучше сна" между азаном и икаматом не было во время посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Более того, это сочли нежелательным (порицаемым) большинство имамов и праведных предшественников и посчитали нововведением".
См. "Аль-Мустадрак 'аля Маджму' аль-фатауа" 3/59.
Также он сказал: "Использование в качестве довода на нежелательность чего-либо утверждения, что это нововведение - это великое общее правило".
См. "Маджму' аль-фатауа" 4/194.
Писал выдающийся маликитский правовед шейх Ахмад ад-Дардир аль-Малики: "Совершение праздничной молитвы в мечети без необходимости, которая бы способствовала этому - это нововведение. Не поступал так ни пророк, мир ему и благословение Аллаха, ни его халифы".
Пояснил большой маликитский ученый шейх Мухаммад ибн Ахмад ад-Дусукы аль-Малики: "Его слова "это нововведение" - то есть нежелательно".
См. "Хашия ад-Дусукы аля аш-Шарх аль-кабир" 1/399.
Писал имам Абу Исхак аш-Ширази аш-Шафии: "Нежелательно сидеть для соболезнования, поскольку это новшество, а новшество - это нововведение".
См. "Аль-Мухаззаб фи фикх аль-имам аш-Шафии" 1/258.
Источник и дополнения: Как относиться к выражению «хорошее нововведение» (бид’а хасана)?
Телеграм-канал: https://teleg.one/muntaqa_info
Наши страницы в социальных сетях: