Одним из самых знаменитых достижений космонавтики СССР - космический челнок "Буран". Он был кульминацией советских технологий и идей.
В 1971 году NASA начала разработку многоразовой транспортной космической системы, сегодня известной как "Спейс-Шаттл". Информация о разработке быстро достигла руководство СССР и вызвала ряд жарких дискуссий. На заседаниях активно рассматривалась правдоподобность создания такого комплекса, а также возможное его военное применение.
Часть руководства считало, что Шаттл — дезинформация с целью заставить СССР запустить дорогостояющую разработку. Теория не подтвердилась, тогда начали рассматривать потенциальные возможность подобной системы.
Главной угрозой для СССР с точки зрения руководства была возможность разместить ядерный заряд на борту челнока и доставить его обойдя системы обнаружения. Помимо ядерной угрозы, просчитывали возможность похищения советских военных спутников и орбитальных станций серии "Салют" с орбиты.
Помимо военных интересов, были рассмотрены и гражданские возможности подобной системы и спустя месяцы обсуждений в 1974 году стартовала разработка программы "Энергия - Буран".
Для проекта было создано отдельное секретное предприятие "Молния". Первые проекты были созданы уже через год, однако задача была сделать челнок не такой же как у американцев, а лучше.
В 1978 году окончательный проект "Бурана" был готов, это был не просто клон Шаттла, а полноценный конкурент, смелые решения в двигательной установке и электронике выгодно отличали совесткий аппарат.
Силовая установка не задействовала двигатели Бурана на старте, используя лишь тягу носителя Энергия.
Подготовка инфраструктуры и запуск производства занял 2 года, было построено множество аэродромов для посадки по всему совесткому блоку. Постройка Бурана стартовала на Тушинском машиностроительном заводе в 1980-м году.
Сначала для испытаний были построены специальные прототипы для различных наземных и атмосферных испытаний. Был построен летающий образец с авиационными двигателями для отработки посадки. Для транспортировки челнока специально был разработан самолет-носитель АН-225 "Мрия".
Спустя множество испытаний и доработок, 15 ноября 1988 года было решено запустить Буран в автоматическом режиме. Было проведено огромное количество проверок, повторение судьбы Н-1 никто не хотел.
Запуск прошел штатно, весь полёт проходил под контролем с земли, спустя 3 часа 25 минут совершив 2 витка вокруг земли, совершил мягкую посадку на космодроме Байконур. Полёт сразу стал историческим, "Буран" выполнил весь полёт в автоматическом режиме, вмешательство с земли не потребовалось, даже Спейс-Шаттл не мог заходить на посадку автоматически.
К слову, "Буран" потрепал нервы создатедей перед посадкой, на 10 километровой высоте, аппарат совершил разворот на 180 градусов и стал заходить на посадку с другой стороны полосы. Оказалось автоматика таким образом решила устранить влияение ветра просто изменив траекторию на более оптимальную.
Несмотря на грандиозный успех первого полета и высокое одобрение министерства обороны СССР, продолжение полётов затягивалось, в 1990-м году всю программу заморозили, а в мае 1993 полностью закрыли.
Так, по своей сути уникальный космический корабль так и не стал основой космичского флота СССР и России, а единственный лётный образец был разрушен из-за несчастного случая на Байконуре в 2002-м году, окончательно похоронив все надежды на воскрешение проекта.
На этом всё, если вам интересна Советская и Российкая космонавтика — подписывайтесь на канал! Дальше будет много интересного!