Новое часто вдохновляет, но, в то же время, и настораживает. Все известное – предсказуемо. Мы знаем, чего ждать от старых знакомых, старой работы, старого начальника и так далее. В этом смысле, старое не всегда лучше, но всегда надежнее.
Мы можем частично контролировать то, что нам известно, и сохраняем, таким образом, иллюзию управляемости жизненных процессов. По крайней мере, можем предсказывать алгоритмы и последствия событий на ближайшую перспективу, и это позволяет нам чувствовать себя увереннее.
Новое же иногда преподносит массу сюрпризов, и не всегда приятных. А, главное, оно неуправляемо, мы не можем его контролировать и вынуждены полагаться на «судьбу». Конечно, все это внушает тревогу и подозрения, что, в резонансе, иногда сводит нас с ума.
Однако в критические моменты нашей жизни мы склонны поддаться очарованию незнакомцев, поверить в новый перспективный проект, поверить чьим-то обещаниям. И не потому, что в такие моменты мы полностью утрачиваем критическое восприятие действительности, а потому, что отчаянно нуждаемся в надежде.
Если со старым все плохо, новое обязано быть лучше, думаем мы.
Но иногда новое оказывается страшнее самых ужасных кошмаров.
«Я так и знал», - говорим мы себе, испытывая чувство вины на собственную неосмотрительность.
Еще такие ситуации заставляют нас чувствовать, что ничего хорошего мы в жизни не заслуживаем. Если плохое происходит с завидной регулярностью, значит, такова «наша судьба». Почему-то умные, успешные люди не попадают в круговорот неприятных событий – значит, они заслуживают лучшего. А мы, получается, нет.
Но во всем этом есть одно стратегическое заблуждение.
Можно годами держаться за ужасное прошлое, так называемую мнимую стабильность, дающую лишь иллюзию контроля – который, на самом деле, давно утрачен. Можно честно проанализировать ситуацию и понять, что ничего хорошего не происходит, что прошлое давно и прочно связало нас по рукам и ногам, и мы не модераторы своей жизни, а всего лишь ее пленники.
Не давая шанс новому, мы никогда не узнаем, чего лишаемся.
Даже если новое окажется на поверку не таким оптимистичным, как хотелось бы, мы получаем главное – шанс и опыт.
Как сказал кто-то из великих, «не бойся того, что у тебя не получится, бойся того, что не попробуешь».
И не факт, что с новым опытом, извлеченным даже из самых проигрышных ситуаций, через неделю, месяц, год мы не добьемся стратегического успеха. Ведь цель опыта – не только победа, но и обучение. Не обязательно выиграть условный «миллион», но можно посмотреть, как это делают другие, и в следующий раз попытаться использовать их тактику. Не обязательно победить в соревновании – но полезно накачать мускулы. Стать сильнее, чтобы в следующий раз преодолеть непредвиденные препятствия.
Даже самый негативный опыт делает нас сильнее. Как правило, большинство людей все же учатся на собственных ошибках, и извлекать из них уроки – важнейшая и неотъемлемая часть опыта, оправдывающая все риски.
Что до новых людей, нужно отличать реальность от собственных заблуждений. Возможно, мы не видим истинного лица нового знакомого не потому, что он тщательно его скрывает, а потому, что не хотим его видеть. Значит, на данном жизненном этапе нам важнее надеяться и верить - беря на себя ответственность за последствия этого выбора.
Конечно же, новый человек может оказаться монстром. Но где гарантия, что им не окажется какой-то старый знакомый, которого знаешь с детства?
Причем разочарования новыми людьми, которые нам, по сути, никто, не так болезненны и критичны, как разочарование кем-то близким, давно и хорошо знакомым.
С прошлым нас связывает множество нитей. На отношениях со старыми знакомыми может во многом базироваться самооценка. Те, кто окружает нас много лет, оказывают сильное влияние на формирование наших мыслей и убеждений. Поэтому предательство старых знакомых может быть крайне неприятно и затронуть сразу несколько аспектов нашей жизни.
А от новых мы, как правило, ничего особого не ждем. Если человек много обещает, но на выходе от всех этих обещаний останется лишь пыль, значит, так тому и быть. «Он мне никто», - говорим мы себе и просто забываем этого человека, как незначительный эпизод нашей жизни.
Но, опять же, лучше проанализировать причины, заставившие нас поддаться очарованию того, кто этого, на самом деле, совсем не заслуживал.
С другой стороны, если новый человек, не вызывающий особого доверия, внезапно делает нашу жизнь интереснее и лучше, это – тот самый шанс, которого мы ждем. Если не давать себе этого шанса, изо всех сил удерживая статус-кво своей реальности, этот шанс никогда не сбудется. И остаток жизни мы проведем в собственноручно воздвигнутой тюрьме под названием "стабильность", наивно полагая, что это и есть счастье.