Давайте поразмыслим над небольшим эпизодом фильма "Одинокая женщина желает познакомиться". Фильм был снят по сценарию Виктора Мережко, главные роли исполнили яркие актеры - Ирина Купченко и Александр Збруев.
Внешне сюжет прост: одинокая 43-летняя женщина Клавдия случайно знакомится с пьющим, хотя и вежливым, безработным и бездомным мужчиной. Хотя первое знакомство прошло неудачно, вскоре она из жалости приглашает к себе домой. И в этой сцене вечернего чаепития можно увидеть немало психологических смыслов.
Разговор
...Они сидели вдвоем на кухне и пили чай. Молча. Облезлого вида небритый мужчина со странным удовлетворением посматривал на женщину. Хозяйку звали Клавдией, она тоже иногда переводила взгляд с чашки на гостя. Смотрела смело, без смущения, уверенно. Так человек смотрит на собаку, которую пустил в дом из милости. Обогрел, накормил, облагодетельствовал.
- Давайте поговорим? - робко спросил мужчина.
- О чем?
- О чем?.. Обо мне, например. Ну хотя бы для начала узнать мое имя. Неужели не интересно?
- Зачем?
- Хотя бы затем, что я у вас в гостях. Одели, обули, накормили. Утешили своим присутствием, и на этом ваша миссия закончена? А кто, что я, и откуда пришел, куда я иду - это вам безразлично?
Повисла пауза. Клавдия неторопливо размышляла, не торопясь с ответом. Она прекрасно понимала, что не обязана торопиться. Захочет - ответит прямо сейчас. А не захочет - будет молчать хоть целую вечность.
- А вы попросите. - тихо продолжил мужчина. - Да нет, просто намекните, и я... я раскроюсь перед вами. Как цветок после дождя. Извините за небольшую пошлость.
- Раскройтесь. - прошептала Клавдия, невольно улыбнувшись.
Гость радостно вскочил со стула и поднял руки.
- Пам-пам-пам... Артист Валентин Спиридонов. Оригинальный полет под куполом цирка. И не просто артист, а артист высокого полета. Клянусь, артист в свое время, и очень известный. Полмира объездил... Летал под куполом цирка с пылающими булавами!
- А теперь летаете по магазинами с пустыми бутылками.
Эта грустная ирония произвела мощное впечатление. Валентин сник, плечи опустились, он тяжело задышал.
- Вы... вы... вы... вы... Слушайте, не смейте. Не смейте, слышите? Не смейте... Не смейте!
В дверь позвонила соседка, Клавдия вышла поговорить. Когда вернулась, застала Валентина плачущим.
- Это нервишки. Редко, но случается. Извините, пожалуйста.
- Вам есть куда идти?
- Да, потерпите еще пять минут, я уйду.
- Раскладушка на балконе, спать будете на кухне. Белье я принесу.
Психологический комментарий
Этот небольшой фрагмент фильма интересен сменой субличностей у персонажей. Мы видим, что на первый план поочередно выходят разные части личности.
Внутри Клавдии боролись противоположные мотивы. Один внутренний голос говорил: "Да это же мерзкий бомж, алкоголик, опустившийся человек. Зачем ты его приютила. Ты гораздо лучше его, а он - хуже. Пусть попробует только что-нибудь выкинет, сразу прогнать!"
Однако гость ничего не выкидывал, вел себя тихо и смирно. Повода не давал, однако Клавдия держалась настороже и свысока. Она немного смягчилась, когда получила предложение поинтересоваться именем гостя. "Раскройтесь" - тихо сказала она.
Какие субличности мы видим у Валентина? А. Збруев прекрасно выразил слабую, беззащитную часть личности своего персонажа. В психологии ее называют "внутренним ребенком". В каждом человеке сохраняется какая-то слабая, уязвимая часть - ведь все мы родом из детства, и обладаем опытом переживания своей слабости.
"Не смейте, слышите?" - это попытка защититься от насмешки, грубости, давления, унижения. В миниатюре эти слова выражают процесс, который идет у каждого человека по мере взросления.
"Не смейте" - мысленно говорим мы, и в качестве защиты развиваем в себе взрослые качества - грубость, жесткость, строгость. И прячем своего внутреннего уязвимого ребенка под маской суровости, строгости, а порой и жестокости.
После этих слов последовала пауза, "передышка". Валентин пытался взять себя в руки. И искал оправдание своим слезам: "Это нервишки. Редко, но случается. Извините, пожалуйста". "Нервишки" - это сентиментальность, эмоциональная чувствительность, которая чаще или реже бывает у каждого. В такие моменты внутренний ребенок и выходит наружу.
Клавдия ощутила беззащитность гостя, и это определило ее решение разрешить переночевать. Но, как показали дальнейшие события, ее внутренний "элитаризм" по отношению к алкоголикам был слишком силен. Плюс давило окружение, коллеги по работе. И в ее душе разгорелся сильный конфликт, приведший к драматическому финалу.
Если вам интересны новые материалы о психологии кино, ставьте лайк, подписывайтесь на канал, пишите комментарии.