Научная фантастика - это обширный жанр умозрительной фантастики, которая вращается вокруг футуристических, научно невероятных и творческих концепций. Такие воззрения в основном происходят из гипотетических научных или технологических достижений и открытий, а также из галактического или внеземного контакта. Это основной источник вдохновения - то, что отличает данный жанр от Фэнтези, которое разделяет эту умозрительную и образную природу, но вместо этого сосредотачивается на темах, касающихся магии, сверхъестественных деталей, мистики и фольклора. Кроме того, научная фантастика обычно происходит в отчужденном будущем обществе, тогда как действия фэнтези часто происходят в средневековом обществе.
Темы научной фантастики разнообразны, и включают, но не ограничиваются идеями изучения космоса, создания искусственного интеллекта, существования параллельных вселенных, путешествий во времени, контакта с инопланетянами, создания человеческих сверхдержав и технического прогресса в общем. Одни научно-фантастические истории часто развиваются в той или иной концепции будущего общества, другие них происходят в альтернативном прошлом или в совершенно другой временной шкале, как в фильмах в стиле стимпанк, где сюжеты разворачиваются в переосмысленном ретрофутуристическом мире под гнетом технологий XIX века. Научная фантастика зачастую описывает возможные последствия политических, социальных, философских нововведений, особенно их воздействие на состояние человека и его индивидуальность.
Научно-фантастические картины существуют с момента возникновения кинематографа: «Путешествие на Луну» (1902) и «Метрополис» (1927) - два первых успешных примера жанра, популярность к которым пришла значительно позже. Уже тогда любой из них представлял абсолютно другой подход к жанру, причем первый рассказывал легкомысленную историю группы исследователей Луны, а второй представлял собой историю, сложившуюся в индустриальной городской утопии. Позже, примерно с 1930-х и 1950-х годов, во многих фильмах ужасов начали появляться научно-фантастические элементы, в том числе «Франкенштейн» (1931) и два известных низкобюджетных фильма «Они!» (1954) и «Вторжение похитителей тел» (1956).
Массовый интерес к новым технологиям и особенно к космическим путешествиям вырос в период между 50-ми и 70-ми годами XX века, благодаря космогонке между США и СССР. Признанные критиками известные фильмы, такие как «Космическая одиссея: 2001» Стенли Кубрика (1968) и «Солярис» Андрея Тарковского (1972), способствовали последующему развитию научного жанра и его популярности, внедрению новых методов и включению выдающихся философских идей в сценарии. Этот жанр достиг пика популярности благодаря невероятно успешным и влиятельным «Звездным войнам» (1977), которые также расширили охват аудитории научной фантастики во всем мире.
Десятилетия спустя появились другие, достаточно специфические варианты жанра научно-фантастического фильма, вытекающие из широкого и неограниченного спектра жанровых влияний, которые включают практически любой другой жанр фильма. Сюда можно отнести такие жанры, как «Космическая опера», своего рода научная фантастика, в значительной степени вдохновленная франшизой «Звездных войн», а также западным кино; киберпанк 80-х и 90-х годов, который был вдохновлен появлением Всемирной паутины и который имеет тенденцию фокусироваться на цифровом, доминирующем и обычно антиутопическом обществе, где интерфейс человек-андроид является обычным явлением. Распространенность научной фантастики в японском аниме и манге тоже впоследствии приводит к появлению Mecha, специфической научной темы, которая фокусируется на больших роботах.
В дополнение к своему стилистическому разнообразию и частым тематическим инновациям, научная фантастика пользуется периодом глобальной популярности с 1980-х годов, а научно-фантастические фильмы доминируют в высокобюджетных постановках. Появление современных CGI и других технологий привело к увеличению доступности спецэффектов, что позволяет меньшим производствам реализовывать графику и наборы научно-фантастических миров. Этот жанр очень часто перекликается с иными формами кино, включая успешные семейные фильмы, такие как «Внеземной» (1982) и «WALL-E» (2008); Боевики, такие как «Матрица» (1999); многие фильмы о супергероях, такие как популярная франшиза Киновселенной МАРВЕЛ, выпустившей блокбастеры «Железный человек» (2008), «Тор: Рагнарек» (2017) и «Мстители: Финал» (2019); и даже романтические фильмы такие как «Вечное сияние чистого разума» (2004) и «Ее» (2013). Распространение геймерских платформ на рубеже 20-го века также способствовало созданию жанра игровой научной фантастики, который использует научно-фантастические визуальные эффекты и темы в различных электронных играх.