Радио усиленно рекламировало 3 октября как последний теплый и солнечный в сезоне, да что там, в году. Надо брать, подумала я, ухватить за хвост золотую осень, успеть налюбоваться — и рванула в Тарусу. Каких-то пара часов на машине, и вот оно, творческое место силы,знаменитые тарусские дали.
Сразу же, конечно, нашла памятник Цветаевой, визитную карточку города. Здесь можно посидеть на лавочке с видом на реку, подумать… например о том, почему грустная Марина Ивановна стоит босиком спиной к пейзажу, который она так любила? Что хотел сказать автор? Памятник хороший, но я бы его немного развернула.
От этих важных мыслей меня отвлекла местная кошечка — я пыталась её сфотографировать, а она лезла общаться, так ничего и не вышло. Зато дедушка, которого привлекла нашей с кошкой возня, оказался местным писателем, здесь же на скамейке разложены его книги. Я купила биографию тарусских генералов-героев Великой отечественной, нельзя было не купить.
Есть у меня несколько книг с автографом автора, но никто еще не писал столько добрых пожеланий будущему читателю. «Хорошее начало!» — подумала я, и отправилась искать дом Цветаевых.
Таруса — маленький уютный городок, всё, как говорится, в пешей доступности, прогулка от памятника до музея заняла минут пять. К сожалению, это не тот дом, где маленькая Марина проводила лето, но здесь она тоже бывала. В музее предпраздничная суета, тётушки-хранители готовятся к дню рождения Цветаевой — переставляют посуду, моют окна, ищут какие-то провода. Им было не до меня, и я спокойно прошлась по залам, других посетителей не было. Есть интересные фотографии, рисунки Ариадны, и почему-то семейная мебель из московского дома (что же тогда стоит в московском музее?).
Дальше решила отправиться в краеведческий музей, хотя вообще-то собиралась не спеша любоваться природой. Но любопытство и привычная московская суетливость победили — первым делом надо обежать всё самое интересное, поставить галочку, потом можно расслабиться (времени, конечно, не хватило). Но чем хороши внезапные поездки без чёткого плана, так это неожиданными встречами и находками. В поисках музея зашла выпить кофе в маленькую кондитерскую под названием «Провинция», а там, над полками с пирожными, печеньем и чаем, поблескивает что-то невероятно красивое — стеклянный многогранник, или не совсем многогранник, что-то объемное и переливается! Под ним табличка с ценой и название — «Ловец солнца». Даже не знаю, что меня больше привлекло, сама хитрая блестящая конструкция или название, но я поняла, что ехала сюда именно за этим. Ну а как не купить Ловец солнца в последний солнечный день осени? Оказывается, эти штуки делает местный художник, витражных дел мастер — в его инстаграме @gutarna много всякой красоты.
Каждый краеведческий музей в маленьком городе чем-то похож на музеи в других маленьких городах, там наверняка найдутся черепки из раскопок, старинная утварь, исторические фотографии, какая-нибудь одежда из позапрошлого века. Но всегда есть и кое-что своё, исключительное, здесь, например — деревянные барельефы работы Сергея Петровича Мызникова. К сожалению, не догадалась расспросить о нем в музее, а в интернете ничего не нашла. Известно только, что живёт он (или жил?) в деревне Больсуново под Тарусой и бережно сохраняет традиции русской резьбы по дереву.
Деревянная скульптура — наивно-трогательная разновидность народного творчества, почти убитая в 18м веке, когда в храмах решили убрать все объемные фигуры и оставить только иконы. Может быть из-за того, что статуи святых популярны в католических храмах, а может из-за того, что деревянные скульптуры сохранили какую-то неуловимую память об уничтоженных намного раньше ненавистных языческих идолах. В любом случае, удивительно, что есть ещё мастера, продолжающие эту несправедливо забытую традицию. В отдельном зале краеведческого музея проходит выставка «Птицы» — в витринах чучела птиц, которых можно встретить в ближайших окрестностях, в основном водоплавающие. Смотрители готовятся к приходу школьников — режут какие-то ветки, наливают воду в тазы, закрывают лишние двери, немного волнуются (и я их понимаю, не до общения сейчас со случайными посетителями). Детей я встретила уже на улице, на подступах к музею. Там, где на одном из перекрестков прямо на тротуаре стоит пианино — подходи, играй, если умеешь. Не похоже, что кто-то его потерял или выбросил, это основательная конструкция с крышей и фундаментом.
Дети, конечно же, налетели всем классом долбить по клавишам, тихая улица на несколько секунд наполнилась смехом и какофонией, а потом снова погрузилась в тишину (не зря волнуются сотрудники музея, ох не зря!). А когда-то километрах в десяти отсюда можно было услышать божественную игру Святослава Рихтера — он влюбился в эти места, купил участок, построил домик и приезжал при первой возможности. И конечно же не он один был покорен красотой тарусских пейзажей.
Был тут свой домик у Паустовского, последние годы он провел в Тарусе, написал много хорошего. Дом сохранился и несколько лет назад там открыли музей (не попала, он был закрыт). А на берегу Оки Паустовскому поставили памятник, недалеко от Марины Цветаевой. Он тоже, кстати, стоит спиной к живописному пейзажу, но это не удивительно — его собачка отвлекла.
А рядом с памятником, в кафе «Ока», можно не очень дорого пообедать, и если повезет с погодой, то даже на открытой террасе с видом на тарусские дали. Это будет очень простой обед с ненавязчивым обслуживанием, такое ощущение, что обстановка тут не очень изменилась с конца 80-х или начала 90-х. Но зато аутентично, не дорого и вид на Оку. (Я решилась только на оливье).
Да, почти в одно время с Паустовским в Тарусе поселился и прекрасный поэт Николай Заболоцкий, и тоже очень плодотворно провел время, написал много новых стихов. Памятный бюст с подписью «Первый поэт бронзового века» недавно установили недалеко от дачи, которую он снимал.
Есть в Тарусе и своя картинная галерея, не зайти туда было просто нельзя. Создавалась она в 60-е годы прошлого века силами местных энтузиастов, а большую часть картин подарил галерее коллекционер Николай Петрович Ракицкий. Там и Поленов, и Айвазовский, и Лагорио, но мне почему-то бросилась в глаза картина П.Ковалевского под названием «Порка». Три дамы довольно интеллигентного вида лупят мальчишку розгами. Вообще-то, художник Ковалевский больше известен как баталист, но в начале творческого пути увлекался и жанровыми сценами с элементами бичевания пороков. Поиск информации об этой картине приводит к спискам произведений, которые не рекомендуется показывать школьникам. Хотя в целях профилактики иногда я бы показывала :). А в соседнем зале прекрасные работы художников-анималистов Василия Ватагина, Дмитрия Горлова и Алексея Комарова — отличная графика и, опять же, деревянная скульптура. Только уже в классическом стиле. Есть в галерее и работы современных художников, в основном местных, но я их рассмотрю получше в другой раз, лимит времени и сил подошел к концу. Там точное есть кое-что интересное.
Понятно одно — Таруса вдохновляет и притягивает. Я вот провела там каких-то несколько часов, но уже чувствую, что обязательно приеду еще и не один раз. Потому что не всё что, хотела, увидела и просто не налюбовалась пейзажем. И потому что на окраине города есть источник с очень вкусной водой, а у меня была с собой только маленькая бутылка на пол литра. Может быть весной. Или на следующей неделе.